Север и рынок. 2016, N 2.

Некоторые положения стратегий совпадают и, прежде всего, в следующих направлениях: • стратегическое значение арктических территорий распространяется не только на отдельные государства, но и на весь Север планеты, при этом Арктика признается ресурсной базой как для каждой из стран, так и для мирового сообщества; • США, Канада, Норвегия и Россия претендуют на исключительное лидерство в Арктике и решают задачу укрепления своего суверенитета над соответствующим сектором Арктики; • США, Канада, Норвегия и Россия планируют развитие экономики, социальной сферы, охрану окружающей среды своего арктического сектора и развитие научных исследований; • все приарктические страны считают необходимым присутствие арктических группировок войск, строительство военных баз и соответствующей инфраструктуры. На основании сравнительного анализа государственных стратегий инновационного промышленного развития в мировой Арктике выявлено, что большинство арктических государств отдают предпочтение долгосрочному сотрудничеству. Одной из приоритетных задач экономических преобразований, осуществляемых в мире в последние годы, является включение национальной экономики в международное разделение труда, налаживание взаимовыгодных связей с зарубежными партнерами. Важнейшим вектором политического и экономического сотрудничества, потенциальной предпосылкой для усиления конкурентоспособности экономики является сотрудничество с зарубежными странами [14]. В сложившейся ситуации международным организациям как механизмам согласования политики в Арктике отведена особая роль. По-иному урегулировать противоречия между «фигурантами» арктической политики едва ли представляется возможным. Государство- центричные модели в данной ситуации просто не работают. В этой связи необходимо разобраться, какую роль играют (и могут сыграть в будущем) международные организации, вовлеченные в арктические дела, и какие необходимо сделать выводы для российской политики в регионе [15]. Международные организации, участвующие в арктической политике, весьма многочисленны, разнородны по своим функциям, полномочиям, составу, характеру деятельности и влиятельности. По-разному строят свою политику и государства в отношении этих организаций, что еще больше усложняет общую ситуацию. Наиболее влиятельны три организации: Арктический совет (АС), Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), НАТО. Арктическое сотрудничество должно быть направлено на повышение устойчивости инновационной экономики полярных территорий - оно должно иметь зримый, измеряемый экономический эффект в новых рабочих местах и потоке доходов для жителей Заполярья. Для инновационного развития АЗРФ необходимо учитывать сотрудничество с другими государствами по вопросам налогового и таможенного регулирования, использование ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны, регулирование условий и порядка перевозки грузов по Северному морскому пути иностранными судами. Необходимо рассмотреть возможность разработки и реализации совместных проектов регионов Севера и Арктики и других субъектов Российской Федерации, использующих природные ресурсы Арктической зоны России, направленные на социальное и экономическое развитие регионов. Формат международных организаций создает для России серьезные возможности для развития сотрудничества в Арктике как сегодня, так и в обозримом будущем. Наиболее благоприятные перспективы для российской дипломатии связаны с Арктическим советом, который должен играть ключевую роль, получив статус полноценной международной организации, принимающей обязательные для исполнения решения. Для России в качестве международных институтов также полезен СБЕР, который позволяет улучшать дву- и многостороннее сотрудничество на региональном уровне (включая сферу «мягкой» безопасности), а также развивать арктические районы страны. Проблема импортозамещения является основной в решении задачи обеспечения технологического суверенитета. В связи с введением санкций под запретом оказался импорт бурового оборудования, электрических насосов, морских платформ для добычи на шельфе, материалов, используемых для добычи нефти, электроника. Акцент в санкциях сделан на высокотехнологичных процессах, важных для разработки трудноизвлекаемых ресурсов. В краткосрочной перспективе сильнее всего санкции скажутся на отдельных инновационных проектах (преимущественно в области нефтедобычи). Под вопросом реализация более 50 соглашений с зарубежными партнерами - американскими, норвежскими, венесуэльскими, арабскими и другими - в области проведения совместных буровых работ, наклонного бурения с берега, с платформ, производства СПГ, развития нефтехимии [16]. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz