Север и рынок. 2016, N 2.

Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП Таблица 6 Регион 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Архангельская область 0.19 0.20 0.33 0.35 0.39 Ненецкий АО 0.03 0.03 0.03 0.03 0.04 Мурманская область 0.86 0.80 0.84 0.82 0.81 Ямало-Ненецкий АО 0.00 0.00 0.01 0.01 0.01 Республика Саха (Якутия) 0.43 0.41 0.40 0.41 0.37 Чукотский АО 0.08 0.08 0.08 0.08 0.06 АЗРФ 0.27 0.25 0.28 0.28 0.21 Российская Федерация 1.39 1.35 1.40 1.39 1.44 Внутренние затраты на исследования и разработки в ВРП в Российской Федерации в несколько раз превышает аналогичный показатель АЗРФ. При этом величина этого показателя России значительно ниже, чем в северных и приарктических странах, %: в Финляндии - 3.55, Дании - 2.98, США - 2.79, Канаде - 1.69, Ирландии - 1.66, Норвегии - 1.65 [7]. Численность исследователей, имевших ученую степень, в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками, представлена в табл.7. Таблица 7 Численность исследователей, имевших ученую степень, в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками, % Регион 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Архангельская область 4.0 4.5 8.9 13.2 13.8 12.8 14.1 15.0 в том числе Ненецкий автономный округ 9.7 2.3 1.2 1.3 1.7 1.5 1.6 3.3 Архангельская область без АО 3.9 4.5 9.3 14.0 14.5 13.5 14.8 15.7 Мурманская область 23.1 22.7 23.3 23.3 23.8 22.2 22.5 21.6 Ямало-Ненецкий автономный округ 11.0 24.7 0.0 0.0 30.4 18.2 18.3 18.3 Республика Саха (Якутия) 24.2 25.3 26.7 27.7 29.6 30.9 31.6 33.9 Чукотский автономный округ 8.1 8.3 8.3 11.8 10.5 10.5 10.5 10.5 АЗРФ 12.5 12.9 18.5 21.2 22.7 22.0 22.7 23.4 Российская Федерация 12.9 13.3 13.6 14.3 14.9 15.1 14.9 15.0 Следует отметить, что по показателям, определяющим научный потенциал, субъекты АЗРФ опережают среднероссийские. В последние годы существенно уменьшилось инновационное развитие промышленности. Главная причина - снижение государственных инвестиций в реальный сектор экономики. Кроме того, одновременно сократилась государственная поддержка фундаментальных научных исследований и разработок. Эта создало реальные предпосылки для утраты технологического, инновационного и экономического суверенитета России. При этом наличие природных ресурсов АЗРФ наряду с человеческим капиталом является глобальным конкурентным преимуществом Российской Федерации. Лидирующую роль в технологическом и инновационном развитии занимают страны, обеспечивающие высокие темпы экономического развития и повышение качества жизни населения за счет эффективного использования собственных и привлеченных ресурсов и научно-технологического потенциала. Для АЗРФ в этом плане хорошим примером являются приарктические страны. Арктические страны разработали и приняли на государственном уровне программные документы и стратегии, выражающие их намерения в освоении Арктики. В 2008 г. была принята Северная стратегия Норвегии («Стратегия правительства Норвегии в северных регионах» [8]), летом 2009 г .- Северная стратегия Канады («Canada's Northern strategy. Our north, our Heritage, our Future» [9]), в марте 2011 г. принята Парламентская резолюция об арктической политике Исландии («A Parliamentary Resolution on Iceland's Arctic Policy» [10]), в августе 2011 г. была опубликована Стратегия Дании в Арктике на 2011-2020 гг. («Kingdom o f Denmark Strategy for the Arctic 2011-2020» [11]), в мае 2013 г .- Стратегия США в Арктическом регионе («National strategy for the Arctic region» [12]), в августе 2013 г. - Стратегия Финляндии в Арктическом регионе («Finland’s Strategy for the Arctic Region 2013» [13]). 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz