Север и рынок. 2015, N 4.

транспортных услуг и связи в ВРП; удельный вес малых предприятий в общем числе зарегистрированных предприятий; доля выпуска специалистов, аспирантов и докторантов в численности экономически активного населения. При этом интегральный показатель рассчитывается с учетом коэффициентов весомости. Методика оценки конкурентоспособности регионов Г. Г. Аралбаевой, Д. Ф. Ахметовой предполагает расчет системы показателей, которая обеспечивает интегральную оценку подсистем: блок 1 - уровень экономического развития региона; блок 2 - жизненный уровень населения региона; блок 3 - инвестиционная привлекательность региона [30]. Комплексная (интегральная оценка) конкурентоспособности производится на основе расчета среднеарифметического значения полученных интегральных коэффициентов по каждому блоку. При этом если коэффициент больше 1, то регион превышает среднероссийский уровень, если меньше 1, то отстает от среднероссийского уровня, если равен 1, то соответствует среднероссийскому уровню. Подходы к оценке конкурентоспособности территорий не отражают в полной мере комплексную оценку конкурентоспособности регионов России, но могут служить составляющими такой оценки. Подходы к методике оценки конкурентоспособности, предложенные Всемирным экономическим форумом, Международным институтом менеджмента и др., были разработаны для национальных экономик, но могут учитываться при оценке региональной конкурентоспособности [31]. Анализ методик определения конкурентоспособности регионов России показал, что авторы используют различные подходы к оценке факторов, разные наборы показателей при оценке одинаковых факторных параметров, влияющих, по мнению авторов, на конкурентоспособность, а также различные методики расчета показателей, а в результате получаются различные оценки конкурентоспособности одних и тех же регионов [32]. Выделены три методики, которые, по мнению авторов работы, наиболее объективно могут быть использованы для оценки конкурентоспособности регионов Севера и Арктики: • конкурентоспособные позиции по уровню социально-экономического развития (Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН [21]); • интегральная оценка конкурентоспособности (Г. Г. Аралбаева и Д. Ф. Ахметова [31]); • интегральный показатель конкурентоспособности на основе трех групп индексов (С. В. Долохян, С. В. Петросянз, А. М. Садыкова [28]). С учетом принятой в Российской Федерации статистики по данным за 2013 г. выполнен анализ по 8 регионам, в которых расположены субъекты Севера и Арктики: Архангельская обл., Ненецкий АО, Мурманская обл., Ямало-Ненецкий АО, Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская обл., Чукотский АО. Методика «Конкурентоспособные позиции по уровню социально-экономического развития» характеризует социальную, экономическую сферы и инфраструктуру, это позволяет учитывать основные специфические особенности регионов Севера и Арктики: 1. Слабое развитие социальной сферы. Необходим переход к новой парадигме северной государственной политики, основой которой должен стать императив сбалансированного развития на основе постоянно живущего населения с высоким качеством жизни, экологическим благополучием и эффективной инновационной экономикой [33]. 2. Высокие показатели ВРП, инвестиций в основной капитал и среднедушевых денежных доходов населения. Это обусловлено тем, что здесь производится до 40 % ВВП страны. Разведанные месторождения Севера и Арктики содержат треть мировых запасов никеля, 10 % меди, 15 % кобальта и 30 % платиноидов. Кроме того, на Севере и в Арктике сконцентрировано 100 % российских алмазов, 80 % нефти и газа, 90 % олова и т. д. Здесь добывается 50 % деловой древесины, основная часть пушнины, речной и морской рыбы. Север дает 75 % всех валютных поступлений страны [34]. 3. Низкая транспортная обеспеченность, в критическом состоянии находятся основные звенья арктической транспортной системы. Объемы перевозок по Северному морскому пути за последние два десятилетия сократились в 3 раза, по Восточному сектору в 30 раз. Не осуществляется планомерное воспроизводство выбывающего из эксплуатации атомного и дизельного ледокольного флотов. Неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений морских и речных портов Арктики, дноуглубительных работ, организации паромных переправ, русловыправительных сооружений на водных путях затрудняет судоходство, приводит к большим потерям пропускной способности берегового хозяйства и провозной способности флота. В кризисном состоянии находятся аэропорты северных и арктических городов и поселков, где авиация является основным 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz