Север и рынок. 2015, N 4.

для Арктического региона. Сегодня Арктика выступает как место соперничества государств, а не согласованной позиции по его развитию. Что касается современной России, то для нее Арктический регион имеет особое значение. Во-первых, речь идет об энергетическом потенциале. Во-вторых, 20 % территории России находится к северу от Полярного круга. Северный Ледовитый океан открывает выход в Мировой океан, в связи с этим особое внимание обращается на развитие береговой инфраструктуры. Использование Северного морского пути необходимо при освоении природных богатств Севера России. Применительно к арктическому региону можно сделать следующий вывод: тот, кто в современных условиях установит контроль над Северным Ледовитым океаном, над открывающимся новым путем в мировой экономике, получит преимущества в военной сфере и в целом в политике [7]. Для индикатирования состояния национальной безопасности страны и регионов возможно применение следующих групп показателей. Параметры изменения экономической и социальной безопасности страны и регионов обусловлены, в первую очередь, динамикой абсолютных и относительных показателей, характеризующих изменения экономической, социально­ демографической ситуации. 1. Группа экономических показателей, характеризующих состояние экономики региона: индекс физического объема ВРП, % к предыдущему году; индекс физического объема инвестиций в основной капитал, % к предыдущему году; дефицит бюджета, % от ВРП; доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, %. 2. Группа показателей, характеризующих социально-трудовую сферу: уровень занятости и безработицы; доля занятого населения старше трудоспособного возраста; доля нелегальных трудовых мигрантов в численности занятого населения (порог 3-7 %, по данным Всемирного банка 2006 г.); коэффициент фондов - отношение среднего уровня доходов 10 % самых богатых граждан к среднему уровню доходов 10 % самых бедных [1]. Защита энергетических ресурсов формирует энергетическую безопасность, то есть надежное топливо- и энергообеспечение. В. И. Рясин отмечает следующие основные ограничения, стоящие на пути реформирования отрасли, способные повлиять на энергетическую безопасность регионов [8]: 1. Высокая энергоемкость экономики (энергоемкость ВВП в России в 2 раза выше, чем в США, в 3 раза выше, чем в Западной Европе, и в 4 раза выше, чем в Японии). 2. Необходимость реформы теплоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства. 3. Высокий износ основных средств, неудовлетворительный темп ввода новых мощностей. 4. Перекрестное субсидирование по видам потребителей. 5. Региональная дифференциация тарифов. 6. Неопределенность топливной базы электроэнергетики. 7. Недостаточная управляемость. 8. Высокие издержки операционной деятельности отрасли. 9. Неоптимальная загрузка электростанций. Особое геостратегическое положение территории требует значительно большего и непосредственного участия государства в решении вопросов текущего и перспективного развития региона. Приоритетными его направлениями, обеспечивающими эффективное развитие и отвечающими национальным интересам государства, являются: создание условий для опережающего развития ТЭК региона и выхода с энергетической продукцией на новые рынки; расширение транзитных функций по обслуживанию внутрироссийских и международных хозяйственно­ экономических связей с предстоящим усилением роли Северного морского пути и кросс-полярных авиалиний; создание условий для привлечения иностранных капиталов и передовых технологий. Стратегические ориентиры долгосрочной государственной энергетической политики - энергетическая безопасность (национальная безопасность в области энергетики), энергетическая эффективность, бюджетная эффективность и экологическая безопасность энергетики. Достижение указанных ориентиров и повышение управляемости процессом развития энергетики требует формирования и осуществления основных составляющих государственной энергетической политики, которые будут взаимосвязанными и при этом обладающими своей направленностью, ответственностью, принципами и механизмами реализации, индикаторами результативности. К числу таких составляющих относятся, прежде всего, недропользование и управление государственным фондом недр, развитие внутренних топливно-энергетических рынков, формирование рационального топливно-энергетического баланса, региональная и внешняя энергетические политики, социальная, научно-техническая и инновационная политики в энергетическом секторе [9]. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz