Север и рынок. 2015, N 4.

Высокая капитализация региона притягивает капитал, лучших специалистов, иные мобильные ресурсы. Низкая капитализация региона выталкивает капитал и высококвалифицированных специалистов, но привлекательна для размещения на ней производств, позволяющих значительно минимизировать издержки. Налицо возникновение двух векторов глобализации, действующих в противоположных направлениях. Двойственность капитализации в общем виде сформулировал С. Градировский: «Все формы капитала, включая человеческий и социальный, перемещаются в области с наибольшей капитализацией; все формы деятельности перемещаются в области с наименьшей капитализацией» (цит. по: [7]). Отмеченная разновекторность в движении капитала и перемещении производительной деятельности хорошо объясняет перемещение корпоративных центров управления 46 % корпораций страны в межрегиональную группу (276 из 600, табл.1). Пространственный разрыв между центрами управления и производственными мощностями предопределен экономически: чем ниже капитализация производительной территория, тем выше капитализация территории концентрации управления. Пространственный разрыв желателен, так как трудно долго удерживать барьер между богатством и бедностью на одной или рядом расположенных территориях. Северные территории в этом смысле хорошо подходят для экономической автаркии. Обратим внимание на то, каким образом ограниченная субъектность государства оказывает влияние на капитализацию регионов. Признаком приватизации государственной власти (то есть права на политическое, идеологическое, культурное, экономическое и иные виды контроля и насилия) корпоративным кластером становится объявление главной целью государства его экономической конкурентоспособности в глобальном масштабе. По этой причине основным экономическим приоритетом корпорации-государства является снижение издержек по содержанию территории, на которой оно дислоцируется, - от доведения до минимума социальных обязательств перед населением, доставшихся от национального государства, жесткого контроля понижательной динамики уровня жизни населения до избавления от экономически нерентабельной части населения при помощи шоковых реформ, поощрения наркомании, алкоголизма, опускания на социальное дно, уничтожения в военных операциях. На эту цель работают «реформы» оптимизации образования, здравоохранения, науки и культуры, приводящие к сокращению сети бюджетных организаций, увольнениям специалистов и делающие недоступными их услуги в сельской местности и небольших городах. Так, итоги проверки Счетной палатой России очередной серии мероприятий по оптимизации государственных и муниципальных организаций в регионах за 2013-2014 гг. подтвердили их нацеленность на чисто экономические эффекты: «Несмотря на то, что «оптимизация» предполагает действия, при которых достигается наилучшее состояние системы в целом, комплекс проведенных мероприятий в основном ограничен только мерами по сокращению объектов, их реорганизации или сокращению численности работников, что в итоге привело к снижению доступности услуг и ухудшению результатов деятельности государственных и муниципальных организаций, в первую очередь проявляющихся ухудшением качества образования, ростом на 3.7 % числа умерших в стационарах, увеличением на 2.6 % внутрибольничной летальности больных, ухудшением качества жизни населения» [8]. В регионах Европейского Севера оптимизация сети привела к ее сжатию до 46.0-77.6 % от уровня 2000 г. по числу больничных организаций (табл.2) и до 48.9-76.4 % - по числу фельдшерско-акушерских пунктов (табл.3). Таблица 2 Число больничных организаций в регионах Европейского Севера России в 2000-2013 гг. (на конец года, ед.) [9] Регионы 2000 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности 1408 1219 786 733 712 703 700 688 622 2013 г., %к 2000 г. 44.2 Республика Карелия 76 65 38 37 36 35 35 36 35 2013 г., %к 2000 г. 46.0 Республика Коми 115 98 70 65 63 60 71 71 67 2013 г., %к 2000 г. 58.3 Архангельская обл. 140 98 92 88 83 80 71 70 71 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz