Север и рынок. 2015, N 4.
прямых иностранных инвестиций, значительного оттока капитала (бегства капитала) и неэффективного использования иностранного капитала. Целью данной статьи является исследование степени взаимной привлекательности ПИИ при решении межрегиональных социальных, экономических и экологических вопросов. Приграничное сотрудничество является важной составной частью взаимодействия регионов Украины и стран СНГ, о чем свидетельствует, например, опыт Белгородской и Харьковской областей, по инициативе руководителей которых организован Совет руководителей приграничных областей России и Украины [1, 2]. При данном Совете создан постоянно действующий исполнительный комитет. Основные направления его работы - гармонизация законодательных и иных актов, направленных на регулирование экономических связей между приграничными областями, разработка комплексных программ, отражающих структуру, изменения в экономике приграничных областей, инвестиционная политика с использованием средств местных бюджетов, совершенствование налоговой политики, взаиморасчетов, формирование общего аграрного рынка. В Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации сформулированы четырнадцать задач, в число которых входит «совместное решение экономических, экологических, социально-демографических ... и других проблем приграничных территорий» [3]. A. М. Кирюхин совместно с А. В. Ворониным разработали универсальный подход к описанию эволюции международных трансграничных территорий при их переходе в состояние трансграничных функциональных регионов, дающий возможность моделировать динамику различных стадий интеграционных процессов [4]. Он позволяет исследовать трансграничные регионы различной размерности: от крупных ареалов трансграничных проектов территориального сотрудничества (экологические бассейновые и образовательные программы) до еврорегионов и их отдельных частей. Анализируя взаимозависимости экономического развития приграничных регионов, Л. Б. Вардомский утверждает, что для внешней торговли приграничных регионов характерна высокая доля соседних стран [5], причем наиболее рельефно это прослеживается в российских регионах. В частности, в общем внешнеторговом обороте Белгородской обл. в 2006 г., оцениваемом в 4.3 млрд долл., доля Украины была равна 2.3 млрд долл., что составило более 53 %. Показатель внешней торговли Украины в Российской Федерации был равен 5 %. В рассматриваемом году внешнеторговый оборот Харьковской обл. с Россией составил 0.9 млрд долл., или 32 % от общего объема внешней торговли товарами. Это немногим выше доли России во внешней торговле Украины - 26.9 %. В то же время объем взаимной торговли соседних регионов в целом не значителен. По данным администрации Харьковской обл., в 2006 г. экспортно-импортные связи с Белгородской обл. составили 129.3 млн долл., в т. ч. экспорт харьковских предприятий - 94.6 млн долл., а белгородских - 34.7 млн долл. Взаимная торговля соседних областей составила 4.6 % внешнеторгового оборота Харьковской обл. и 3% - Белгородской обл. Главные статьи экспорта Белгородской обл. - металлургическое сырье и металлы, которые в основном потребляются в Донецкой, Днепропетровской, Запорожской областях. Основу экспорта Харьковской обл. составляют машины, оборудование, запасные части и комплектующие, которые имеют широкую географию потребления в России. Следовательно, взаимозависимость экономического развития Харьковской и Белгородской областей, измеряемая объемами взаимных торговых связей, многократно слабее, чем зависимость их развития от рынков России и Украины в целом [5, с. 56-57]. Сотрудничество между регионами Украины и субъектами Российской Федерации развивается на основе двух- и многосторонних договоров, соглашений, программ и протоколов о торгово экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. На украинско-российской границе созданы и функционируют четыре еврорегиона: «Слобожанщина» (Белгородская и Харьковская области), «Ярославна» (Курская и Сумская области), «Днепр» (Брянская и Черниговская области), «Донбасс» (Донецкая, Луганская и Ростовская области) [6, с. 60]. Такой формат сотрудничества дает возможность концентрировать усилие на основных направлениях взаимодействия: торговле, финансах, туризме, экологии, сельском хозяйстве, транспорте по всей длине общей границы. B. М. Московкиным и И. И. Савченко выполнен сравнительный анализ экономической динамики Харьковской и Белгородской областей [7], на основе которого ими доказана возможность реконструирования трансграничного металлургическо-машиностроительного кластера еврорегиона «Слобожанщина». 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz