Север и рынок. 2015, N 4.
В Мурманской обл. после заметной благоприятной динамики в 2010-2011 гг. (изменение с 2.2 до 1.4 по сравнению с 2009 гг.) индикатор U44 остается достаточно стабильным (его значения в последние годы находятся на уровне 1.5-1.6). По сравнению с другими субъектами СЗФО отношение среднего уровня бюджетной обеспеченности пяти наиболее обеспеченных муниципальных образований по отношению к пяти наименее обеспеченным в Мурманской обл. имеет умеренное значение (рис.2). Но при этом, если и в среднем по России, и по СЗФО наблюдается тенденция к снижению индикатора U44, что является положительным фактом при оценке межбюджетных отношений в регионе по методике Минфина, то в Мурманской обл. с 2010 г. снижения показателя не наблюдается. Рис.2. Динамика индикатора U44 по Мурманской обл. и в среднем по регионам СЗФО Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы о состоянии межбюджетных отношений в Мурманской обл. в целом и об использовании бюджетных рычагов в частности: • муниципальные образования Мурманской обл. характеризуются достаточно высокой степенью дифференциации в области бюджетной обеспеченности; • несмотря на то, что Мурманская обл., в соответствии с официальной оценкой, характеризуется надлежащим качеством управления региональными финансами, положительная динамика в использовании отдельных инструментов и рычагов межбюджетных отношений за последние годы отсутствует; • органы власти Мурманской обл. недостаточно эффективно используют такой бюджетный рычаг, как установление на региональном уровне нормативов отчислений от налогов и сборов, поступающих в бюджеты муниципальных образований; • в ближайшие годы при определении соотношения различных видов межбюджетных трансфертов местным бюджетам региональным органам власти рекомендуется вернуться к практике повышения доли дотаций на бюджетное выравнивание и снижения объемов субсидий. При утверждении размера субсидий муниципальным бюджетам рекомендуется повысить прозрачность процесса распределения, усилить контроль за показателями, достигаемыми в результате выделения субсидий, разработать эффективные конкурсные механизмы выделения субсидий отдельным муниципальным образованиям Мурманской обл. 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz