Север и рынок. 2015, N 4.

В целом Мурманская обл. с позиции оценки общего качества управления региональными финансами отнесена Минфином РФ к субъектам Российской Федерации с надлежащим качеством управления региональными финансами. В данную группу Минфином в 2014 г. были включены 46 регионов (в 2012 и в 2013 гг. в данную группу входили 54 региона). Мурманская обл. входит в число субъектов со средним уровнем оценки качества финансового управления на протяжении последних пяти лет (в 2009 г. регион был отнесен к субъектам РФ с низким качеством организации бюджетного процесса). Ситуация с состоянием отдельных индикаторов оценки межбюджетных отношений в регионе не настолько стабильна. По качественным показателям, характеризующим использование отдельных контрольных рычагов межбюджетных отношений, а также наличие плановых правовых актов, предусмотренных нормами федерального законодательства или используемых в практике ведущих в области финансового управления регионов, в анализируемом периоде в Мурманской обл. наблюдается положительная динамика. Так, на протяжении всего анализируемого периода времени в Мурманской обл., как и в большинстве регионов СЗФО, проводится мониторинг и оценка качества бюджетного процесса по муниципальным образованиям. Следует отметить, что систематическое несоответствие данного индикатора целевому значению по Северо-Западу наблюдается только в Ненецком автономном округе (до 2012 г.) и в Санкт-Петербурге (на протяжении всего приведенного периода). Контроль соблюдения органами местного самоуправления нормативов расходов на оплату труда депутатов и выборных должностных лиц органов местного самоуправления на основе нормативно-правовых актов субъекта РФ проводится в Мурманской обл. регулярно с 2010 г. Положительно можно охарактеризовать процесс утверждения бюджетов муниципальных образований Мурманской обл. на очередной финансовый год и на плановый период. Так, значение индикатора U46 по Мурманской обл. в 2014 г. находилось на уровне 77.5 %, что является достаточно высоким показателем (условно пограничным значением по данному индикатору можно считать уровень в 50 %). Следует отметить, что индикатор U46 в своем современном виде начал применяться совсем недавно - с 2014 г. До этого момента вместо него использовался индикатор «Проведение мониторинга соблюдения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства в соответствии с НПА субъекта РФ». По данному индикатору в 2009-2013 гг. Мурманская обл. также имела положительное значение. Наиболее нестабильным качественным показателем оценки межбюджетных отношений в Мурманской обл. является индикатор U48, характеризующий применение конкурсного порядка софинансирования расходных обязательств муниципальных образований. Перечень приоритетных расходных обязательств муниципальных образований с указанием показателей результативности и их значений в целях софинансирования из регионального бюджета стабильно утверждается в Мурманской обл. только в последние два года. Отрицательные значения данного индикатора в 2009-2010 и в 2012 гг. свидетельствуют об отсутствии в Мурманской обл. системного подхода к предоставлению субсидий муниципальным бюджетам и являются фактором, снижающим эффективность непосредственно межбюджетных отношений и финансового регулирования в целом. Следует отметить, что в СЗФО нет ни одного региона, который имел бы положительное значение по данному индикатору на протяжении всего приведенного периода. Далее исследуем динамику количественных показателей, характеризующих межбюджетные отношения в Мурманской обл. Одним из ключевых показателей, характеризующих использование различных бюджетных рычагов в регионе, является индикатор U42 «Соотношение объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и объема субсидий муниципальным образованиям из регионального бюджета». Анализ значений данного индикатора по Мурманской обл. показывает, что в 2009-2010 гг. основным используемым бюджетным рычагом были дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и субвенции из регионального бюджета (в эти годы индикатор U42 имел значение выше 1). С 2011 г. основным рычагом становятся субсидии местным бюджетам. В целом отношение суммы дотаций и субвенций к субсидиям муниципальным образованиям из регионального бюджета в последние годы в Мурманской обл. гораздо ниже по сравнению со среднероссийскими показателями, о чем свидетельствует значение индикатора U42 на уровне 0.4-0.5. При этом данная тенденция характерна практически для всех субъектов СЗФО (исключениями являются Республика Коми и Ненецкий автономный округ). Согласно методике Минфина РФ, увеличение значения индикатора U42 свидетельствует о повышении качества управления в области межбюджетных отношений в регионе. Основным 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz