Север и рынок. 2015, N 4.

Кроме того, Бюджетный кодекс предусматривает иные формы межбюджетных трансфертов, которые, впрочем, подробно не расшифровывает. В качестве отдельной формы межбюджетных трансфертов статья 129 Бюджетного кодекса РФ также упоминает межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов. Тем самым внебюджетные фонды могут рассматриваться как самостоятельные участники межбюджетных отношений на региональном уровне. Таблица 1 Инструменты межбюджетных отношений на региональном уровне № п/п Группы бюджетных инструментов Финансовые рычаги 1 Инструменты бюджетного планирования Утверждение бюджетов муниципальных образований на очередной финансовый год и плановый период Наличие утвержденного перечня приоритетных расходных обязательств муниципальных образований, для софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета субъекта РФ 2 Инструменты бюджетного контроля Мониторинг соблюдения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства РФ Контроль за соблюдением органами местного самоуправления нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления и содержание органов местного самоуправления 3 Инструменты бюджетного регулирования Единые и дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, установленные органами государственной власти субъектов РФ Межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции, прочие межбюджетные трансферты) Прочие инструменты обеспечения бюджетной сбалансированности (бюджетные кредиты и ссуды) В настоящий момент один из основных вопросов в системе изучения межбюджетных отношений на региональном уровне - это разработка методики определения их эффективности. Единой законодательно закрепленной методики расчета показателей, характеризующих степень эффективности межбюджетных взаимоотношений в субъекте РФ, на сегодняшний день нет. При этом следует отметить, что законодательные органы власти обращают свое внимание на данный спектр вопросов, следствием чего является разработка и принятие нормативных актов, задачей которых является систематизация подходов к оценке межбюджетных отношений внутри регионов. Так, следует выделить приказ Минфина России «О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами» от 03.12.2010 № 552 (ред. от 01.12.2014) [2], в котором содержится методика расчета и интерпретация показателей, характеризующих отдельные направления финансовых отношений в субъектах РФ. Все индикаторы, содержащиеся в документе, разделены на две группы - индикаторы качества управления региональными финансами в субъектах Российской Федерации и индикаторы соблюдения бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса. В рамках первой группы дополнительно выделено 8 направлений, включающих в себя в общей сложности 54 индикатора. Непосредственно на оценку межбюджетных отношений в регионе направлены индикаторы четвертого направления, которые в методике обозначены как «Финансовые взаимоотношения с муниципальными образованиями». По данному направлению для каждого субъекта РФ определяется 8 индикаторов (табл.2). 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz