Север и рынок. 2015, N 4.

использования и, как следствие, возрастает потребность в правильно построенной системе межбюджетных отношений. В последние годы наблюдается заметный рост интереса к изучению содержания и подходов к оценке эффективности межбюджетных отношений внутри отдельных субъектов РФ. Это обусловлено следующими причинами: • усиление различий в социально-экономическом развитии отдельных регионов РФ; • сохранение существенной асимметрии бюджетной обеспеченности отдельных муниципальных образований в границах отдельных регионов; • усиливающаяся зависимость многих муниципальных образований от решений, принимаемых «региональным центром», и безвозмездных перечислений из регионального уровня; • противоречивость и несистемность нормативно-правовой базы реализации межбюджетных отношений в отдельных субъектах РФ; • формальный подход к реализации федеральных рекомендаций в области повышения эффективности межбюджетных отношений на региональном уровне во многих субъектах РФ. Органы государственной власти задачу оптимизации межбюджетных отношений считали одной из приоритетных на протяжении всего современного этапа развития. Это подтверждает последовательное принятие и реализация документов, направленных на повышение эффективности взаимодействия между субъектами межбюджетных отношений в Российской Федерации. К основным из них следует отнести: • Концепцию реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 гг.; • Программу развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.; • Концепцию реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг.; • Концепцию повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации на 2006-2008 гг.; • Концепцию межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 г. и план мероприятий по ее реализации; • Программу повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 г. В настоящий момент в Российской Федерации понятие межбюджетных отношений закреплено в статье 6 Бюджетного кодекса РФ: «Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса» [1]. Несмотря на то, что данное понятие определяет межбюджетные отношения в России в целом, оно может быть интерпретировано и для отдельных уровней бюджетной системы. Так, используя указанное определение для регионального уровня, достаточно ограничить спектр публично-правовых образований, участвующих в межбюджетных отношениях, региональными и местными органами власти, представляющими определенный субъект РФ. Межбюджетные отношения в бюджетной системе региона представляют собой финансовые отношения между органом государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления, возникающие при регулировании бюджетных правоотношений и осуществлении бюджетного процесса. В систему инструментов, используемых для реализации межбюджетных отношений на региональном уровне, следует включить такие отдельные элементы, как инструменты бюджетного регулирования, бюджетного планирования и бюджетного контроля (табл.1). В рамках каждой группы инструментов следует выделять отдельные финансовые рычаги, с помощью которых осуществляется не только реализация межбюджетных отношений, но в целом финансовое регулирование на уровне субъекта РФ. Основным инструментом регулирования, через который реализуются межбюджетные отношения в России, являются межбюджетные трансферты. В России применяется три основные формы межбюджетных трансфертов нижестоящим бюджетам: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидии, субвенции. Все они перечислены в статье 129 Бюджетного кодекса РФ. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz