Север и рынок. 2015, N 4.
В октябре 2014 г. в Государственную думу внесен законопроект об изменениях статьи 12 части первой и главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса, который будет действовать, начиная с 2015 г. в течение 6 лет. В соответствии с законопроектом, субъекты РФ смогут уменьшать предельные размеры ограничений по доходам, остаточной стоимости основных средств и средней численности работников, дающие право перехода на упрощенную систему налогообложения и ее применение. Если в регионе будут снижены лимиты по упрощенной системе налогообложения, то, согласно законопроекту, понижение будет применяться и к лимиту по доходам при патентной системе налогообложения. Это затронет виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 19, 45, 46 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса, в том числе: • сдачу в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности; • розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 м2 по каждому объекту организации торговли; • розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети. Предложенные поправки предполагают право регионов открывать двухлетние налоговые каникулы индивидуальным предпринимателям, которые впервые зарегистрировались и перешли на упрощенную или патентную систему налогообложения. Перечисленные меры не могут не вселять определенного оптимизма, однако они не устраняют главных препятствий на пути развития малого бизнеса. По-прежнему остается высокой процентная ставка при кредитовании субъектов МСП. Если, например, в соседней Норвегии она составляет 4 % годовых, в Таиланде - 0.2 %, то в России она составляет порядка 18-20 %, а после повышения ставки Центробанка в конце 2014 г. - ещё выше. Арендная плата за последние 7 лет выросла в 30 раз, что часто является главной причиной, по которой предприниматели вынуждены закрывать бизнес. Арендодатели практически являются монополистами, которых никто не контролирует. Слабо идёт борьба с коррупцией, которую предприниматели считают, к сожалению, неизбежной и неистребимой. Кроме того, созданы неравноправные конкурентные условия для малого и крупного бизнеса в сфере торговли. Так, если в ряде крупных российских городов сетевые магазины выведены на окраину города и цены там значительно ниже, что позволяет субъектам МСП организовывать свои торговые точки в центре с небольшой наценкой. В Мурманске ситуация ровно противоположная. Все крупные сетевые компании (например, «Евророс») расположены как раз в шаговой доступности, что лишает МСП возможности занять эту нишу. Несмотря на то, что Президент России В. В. Путин периодически настаивает на прекращении «кошмарить бизнес», контролирующие структуры, такие как Роспотребнадзор, по-прежнему проводят частые несанкционированные проверки. Поэтому очень важно, чтобы как на федеральном, так и на региональном уровне были реализованы не только намеченные меры по созданию благоприятных экономических условий для развития малого предпринимательства, но и постоянно предпринимались ещё более активные действия. Литература 1. В Мурманской области малый и средний бизнес ждут лучшие перспективы. Мурманск, 2013. URL : http://www.hibiny.com/news/archive/48898. 2. Регионы России. Социально-экономические показатели: каталог публикаций / Росстат. 2014. URL : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ 3. Информация о развитии малого и среднего предпринимательства и эффективности поддержки в Мурманской области: аналит. информация / Комитет развития промышленности и предпринимательства Мурманской обл. URL: http://krpp.gov-murman.ru/activities/buss_devel/sub03/ (дата обращения: 08.12.2014). 4. О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области: закон Мурманской обл. от 27 мая 2008 г. № 977-01-ЗМО (ред. от 08.04.2014): принят Мурманской обл. думой 12 мая 2008 г. // Ведомости Мурманской областной думы: информ. бюл. 2008. 18 окт. (№ 88). С. 231-238. 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz