Север и рынок. 2015, N 4.
• проблемы в сфере энергообеспечения (низкая доступность новых энергетических мощностей, чрезмерно высокая стоимость подключения к электросетям и прочим коммуникациям, высокие тарифы на электроэнергию, технологические сложности, распространение коррупции в данной сфере); • сложность в выстраивании отношений руководителей предприятий с Пенсионным фондом, налоговой и ветеринарной службами, Россельхознадзором, другими разрешающими и контролирующими органами; • ограниченное участие представителей малого бизнеса в обязательных аукционах, конкурсах для государственных и муниципальных нужд. Таблица 2 Развитие субъектов МСП Мурманской обл. [3, 7] Показатель Тип предприятия 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. I полугодие 2014 г. Число зарегистрированных предприятий, ед. Малые 9073 6129 6127 5982 5784 в т. ч. микро- 7704 4919 4835 4753 4753 Средние 116 88 71 67 154 Всего 9189 6217 6198 6049 5938 Число предприятий, осуществляющих деятельность, ед. Малые 6080 6129 6127 5982 5784 в т. ч. микро- 4753 4919 4835 4753 4753 Средние 115 88 71 67 154 Всего 6195 6217 6198 6049 5938 Занято работников, тыс. чел. Малые 64 54 52 52 48 в т. ч. микро- 21 17 16 16.2 16.2 Средние 13 12 9 13 19 Всего 77.6 65.9 60.4 65.5 66.8 Оборот предприятий, млрд руб. Малые 99.6 94.8 102.5 112.3 69.3 в т. ч. микро- 33.5 30.9 31.3 34.7 34.7 Средние 41.0 39.2 32.7 35.2 19.5 Всего 140.6 134.0 135.2 147.5 88.8 Инвестиции в основной капитал, млрд руб. Малые 2.0 0.5 0.7 0.7 0.3 в т. ч. микро- 1.7 0.2 0.3 0.5 0.2 Средние 0.4 1.7 0.7 0.5 0.2 Всего 2.400 2.368 1.630 1.200 0.700 Кроме того, существует низкая вовлеченность предпринимателей в государственные программы поддержки, а именно: неуверенность в достижении положительного результата, большой объем требуемых для участия в программе документов, длительность их оформления [1, 8]. Для улучшения условий предпринимательства начиная с 2014 г. региональным правительством принимаются дополнительные меры помощи субъектам МСП [4, 9]: • введена новая форма государственной финансовой поддержки - предоставление субсидий на покрытие затрат, связанных с удорожанием товаров, работ, услуг; • предусмотрены специальные субсидии на развитие социального предпринимательства; • изменены условия получения стартовых грантов начинающими предпринимателями (если прежде рассчитывать на них могли лишь те, кто прошел специальное обучение в бизнес-инкубаторе, то теперь люди, имеющие высшее юридическое или экономическое образование, могут претендовать на такие гранты без него). Кроме того, планируется сократить процесс подключения новых потребителей к сетям с 328 до 45 дней в 2015 г. и до 40 дней в 2018 г. На федеральном уровне также принимаются дополнительные меры поддержки предпринимателей. В антикризисном плане Правительство РФ предусмотрело увеличить в 2 раза предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения предприятий к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, предоставить право субъектам РФ снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения, с 6 до 1 %, а также ввести ещё ряд налоговых льгот [10]. 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz