Север и рынок. 2015, N 4.

Таблица 1 Развитие малого и среднего предпринимательства Мурманской обл. за период 2010-2013 гг. и I полугодие 2014 г. [2] Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. I полугодие 2014 г. Количество действующих МСП, ед. 6195 6217 6198 6049 5938 Число индивидуальных предпринимателей, ед. 14536 21942 21123 18054 17907 Средний размер заработной платы одного работника МСП, руб. 17447 19500 22129 24806 26071 Оборот МСП, млрд руб. 140.6 134.0 135.2 147.5 88.8 Оборот МСП на душу населения, тыс. руб. 176.8 168.7 171.6 189.0 115.2 Средний объем оборота МСП в расчете на одно МСП, млн руб. 22.7 21.6 21.8 24.2 15.0 Объем налогов, поступивших в консолидированный бюджет региона от субъектов МСП, млн руб. 1083.2 1432.6 1775.5 1837.0 1182.0 Общий объем инвестиций МСП в основной капитал, млрд руб. 2.400 2.368 1.630 1.200 0.700 Средний объем инвестиций в основной капитал в расчете на одно МСП, млн руб. 0.387 0.381 0.263 0.197 0.118 Необходимо заметить, что в анализируемом периоде ставка ЕСН была увеличена с 26 до 34 %, а с 1 января 2013 г. налоговые платежи и отчисления во внебюджетные фонды повысились практически в 2 раза. В подобной ситуации многие предприятия вынуждены уходить в теневой сектор и сокращать зарплату персоналу [6]. Число действующих в Мурманской обл. малых и средних предприятий к середине 2014 г. уменьшилось на 4.1 % по сравнению с 2010 г. Однако, несмотря на сокращение количества хозяйствующих субъектов МСП, их деятельность стала более эффективной, о чем свидетельствует рост объемов оборота как в целом по субъектам МСП, так и в расчете на одно предприятие. Рост оборотов позволил предпринимателям увеличить заработную плату своим работникам с 17 447 в 2010 г. до 26 071 руб. (или на 49 %) в 2014 г. (табл. 1). Выросли ежегодные поступления в консолидированный бюджет Мурманской обл., чего не скажешь об объемах инвестиций в развитие малых и средних предприятий, которые ежегодно сокращаются и в целом по субъектам МСП, и в расчёте на одно предприятие. Микро- и малые предприятия составляют подавляющее большинство в субъектах МСП по количеству предприятий, по численности занятых на них работников, по обороту и по объему инвестиций (табл.2), при этом около 80 % от общего числа малых предприятий составляют микропредприятия. Мурманская обл. занимает одно из последних мест среди всех регионов Российской Федерации по показателю объема инвестиций в основной капитал малых предприятий, исчисленному на душу населения. Это свидетельствует о том, что система субсидирования, реализуемая в регионе, имеет ограниченные масштабы и не способна стимулировать долгосрочные вложения в бизнес. В Мурманской обл. действует около 6 тыс. малых и средних предприятий, а также более чем 18 тыс. индивидуальных предпринимателей (табл.1), но участниками процесса субсидирования стал очень узкий круг субъектов МСП: в 2013 г. было выплачено 154 субсидии и 102 стартовых гранта. Таким образом, несмотря на принятые региональным правительством программы поддержки малого предпринимательства и осведомленности малого бизнеса о них, участниками государственных программ стали лишь 7 % общего числа субъектов МСП области. Что же мешает созданию благоприятного предпринимательского климата в регионе? Т. И. Барашева в статье «Что препятствует развитию малого бизнеса: взгляд предпринимателей Мурманской области» [8] подробно анализирует мнение предпринимателей, высказанное в ходе опроса. Итак, по мнению предпринимателей, развитию бизнеса мешают: • административные барьеры в сфере арендных отношений (высокая арендная плата, ограниченная доступность земельных участков, промышленных и складских помещений, постоянный рост кадастровой стоимости земли, коррупция при выделении земельных участков); 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz