Север и рынок. 2015, N 4.

На основе изучения стратегий стран, их технической обеспеченности, векторов политической направленности и перспектив дальнейшего развития в Арктике была составлена схема. Рис. 5. Соотношение «сил» стран, участвующих в освоении Арктики Нелегко выделить какого-то одного лидера: у России - высокий ресурсный потенциал, существуют крупные порты, сильный флот и значительная концентрация военный сил, но, к сожалению, низкое соотношение добычи к количеству запасов, у США и Норвегии - все наоборот. Грамотная государственная политика, высокое процентное соотношение добычи нефти и газа к общей мировой добыче, повышенное внимание к экологическим вопросам, но небольшой по отношению к России ресурсный потенциал, меньшая развитость инфраструктуры. Дания и Канада имеют официальный статус арктических стран, но большинство их социально-экономических показателей намного ниже, чем у России, Норвегии и США, а также эти страны не ведут добычу нефти в Арктике. Швеция, Финляндия и Исландия имеют собственные стратегии развития, являются членами Арктического совета. Их можно назвать полноправными участниками в сфере решения различных арктических вопросов. Из «наблюдателей» можно выделить Францию, Индию и Китай, так как эти страны имеют наиболее перспективные возможности развития в арктическом секторе, являются более активными, чем другие страны-наблюдатели, в поисках возможных партнеров и составлении собственных стратегий, а также имеют достаточно высокую степень развитости национальной экономики. В заключение можно сказать, что основными интересами России в Арктике являются: • использование арктических пространств в качестве стратегической ресурсной базы, обеспечивающей достижение высоких показателей социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на основе стратегии комплексного развития и программно-целевого управления [22, 23]; • сохранение биологического разнообразия растительного и животного мира Арктики; • поддержание на достойном уровне системы экологической безопасности уникальных морских и сухопутных территорий; • использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной артерии РФ в Арктике, а также сохранение Арктики в качестве зоны мира и арены международного сотрудничества с иностранными государствами. Помимо стран-участниц в освоении Арктики свои стратегические интересы на арктических территориях имеют и так называемые приарктические, а также другие государства из Европы и Средней Азии. Многие из них имеют собственную стратегию развития, обусловленную социально­ политическими интересами страны на международной арене. Литература 1. Загорский А. В. Арктика: зона мира и сотрудничества. М.: ИМЭМО РАН, 2011. 195 с. 2. Север - наш!: [Национальное интернет-издание о северных и арктических территориях России]. 2015. 15 сент. (№ 1148). URL : http://sevemash.ru/library/1614-kakoe-buduschee-u-arktiki.html ( дата обращения: 01.09.2015). 3. Конвенция ООН по морскому праву. URL: http://www.un.org/Depts/los/convention_agreements/ texts/unclos/unclos_r.pdf/ ( дата обращения: 03.09.2015). 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz