Север и рынок. 2015, N 4.

с некоторыми изменениями и уточнениями включена в Конвенцию ООН 1982 г. Согласно Конвенции ООН 1982 г., в пространстве Мирового океана выделяются внутренние морские воды, территориальное море, прилежащая зона, архипелажные воды, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море, район морского дна. Конвенция содержит и ряд положений, относящихся к проливам, используемым для международного судоходства. В сентябре 1996 г. Россия, Канада, США, Норвегия, Дания, а также Исландия, Финляндия и Швеция подписали в Оттаве Декларацию о создании Арктического совета - новой региональной международной организации, среди целей которого можно выделить: • обеспечение сотрудничества, координации и взаимодействия арктических государств, при активном участии коренных народов Севера и других жителей арктических территорий; • контроль и координацию по выполнению экологических программ; • разработку, координацию и контроль выполнения программ развития; • распространение информации, поощрение интереса и образовательных инициатив по вопросам, связанным с освоением Арктики. Несмотря на то, что при разработке Декларации вопросы военной безопасности и демилитаризация арктических пространств рассматривались как основные, сейчас Арктический совет не регулирует данные аспекты. Страны, которые не являются арктическими, могут принимать участие в работе Арктического совета лишь в качестве наблюдателей. В 2008 г. представителями пяти арктических государств была принята Илулиссатская декларация 2008 г. [13]. В ней, в частности, отражен тот факт, что общее международное право позволяет разрешать все проблемы, возникающие между странами при ведении деятельности на арктических территориях, начиная от защиты морской среды до принципов свободы судоходства. А это значит, что необходимость в разработке «нового всеобъемлющего правового режима для Арктического океана» отсутствует. Несмотря на то, что в ряде стран приняты собственные нормативно-законодательные акты, законодательство арктических государств в полной мере соответствует положениям Конвенции ООН 1982 г. [3]. Так, например, в нашей стране разработаны и введены в действие законы: «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (1998) [14], «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (1998) [15] и «О континентальном шельфе Российской Федерации» (1995) [16]. В других арктических государствах действуют подобные нормативно-правовые акты, которые принципиально не отличаются от российских (табл.). Из таблицы видно, что в Арктике действует общее международное право. Нормативно­ правовые акты, которые позже были разработаны арктическим странами относительно осуществления правового режима на морских пространствах, находящихся в их юрисдикции и под их суверенитетом, не противоречат положениям Конвенции 1982 г. Правовое положение стран Арктического региона Название Год Страна Уровень регулирования 1 2 3 4 Санкт-Петербургская конвенция с Англией относительно разграничения обоюдных пространств владений России и Англии в Северной Америке 1825 Россия, Англия Двусторонний договор Конвенция об уступке Аляски 1867 Россия, США То же Соглашение о сохранении белых медведей 1973 Дания, Канада, Норвегия, СССР, США Региональный Соглашение о сотрудничестве в отношении охраны окружающей среды 1983 Канада, Дания Двусторонний договор Соглашение относительно контроля за трансграничной перевозкой опасных отходов 1986 Канада, США То же Соглашение о сотрудничестве в Арктике 1988 Канада, США ” ” Соглашение о сотрудничестве в борьбе 1989 СССР, США ” ” 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz