Север и рынок. 2015, N 4.
Официально российские притязания на арктический сектор датируются 20 сентября 1918 г., когда была создана депеша, в которой сообщалось, что частью России являются острова Генриетты, Жаннеты, Беннеты, Геральд, Уединения, Новосибирские, Врангеля, Новая Земля, Колгуев, Вайгач и другие, составляющие российскую территорию «ввиду того, что их принадлежность к территориям Империи является общепризнанной в течение столетий» [10]. Позже права СССР в ведении деятельности на арктических территориях обеспечивались и другими законодательными актами, концептуальные положения которых далее перешли в российское законодательство о государственной границе и континентальном шельфе. Что касается иностранных государств, то Канада - первая страна, которая юридически закрепила за собой часть арктического сектора. В 1909 г. правительство Канады официально объявило своей собственностью все земли и острова (открытые и еще не открытые), лежащие к западу от Гренландии. В 1921 г. Канада объявила, что все земли к северу от континентальной части находятся под ее суверенитетом, а в 1925 г. были внесены дополнения в закон о Северо-Западных территориях, который запретил иностранным государствам заниматься какой-либо деятельностью в пределах канадских арктических земель и островов без разрешения правительства Канады. На сегодняшний день арктическая область Канады включает в себя бассейн территории Юкон, земли севернее 60° с. ш. и область прибрежных зон Гудзонова залива и залива Джеймса. Площадь владений приравнивается к 1430 млн км2 [11]. Современная арктическая территория США включает в себя земли к северу от Полярного круга, к северу и западу от границы, сформированной реками Юкон, Кусковим и Поркупайн, а также цепь Алеутских островов, все смежные моря, Северный Ледовитый океан, море Бофорта, Берингово и Чукотское моря в том числе. Площадь арктических территорий США равна 126 млн км2 [10]. Норвегия в национальных нормативно-правовых актах не дает определения своих арктических территорий. Однако при подписании «Руководства по проведению морских работ по нефти и газу в Арктике» (1997) «Королевство фьордов» определило, что для целей этого руководства ее арктическую область размером 746 тыс. км2 формируют определенные районы Норвежского моря [12]. Арктическая территория Дании включает в себя Гренландию и Фарерские острова. Распространение суверенитета Дании на Гренландию было закреплено в 1933 г. Постоянной палатой международного правосудия. Площадь полярных территорий составляет 372 тыс. км2 [10]. Отчасти этим объясняется и получение Гренландией права распоряжения недрами своего шельфа, который скрывает энергоресурсов на десятки миллионов евро. В отличие от Канады и России, США, Норвегия и Дания не принимали специальных актов по прилегающим арктическим районам, однако законодательство этих стран о континентальном шельфе, экономических и рыболовных зонах распространяется и на арктические районы. Принцип учета прав и интересов государств по отношению к их арктическим побережьям, сформированный в документах Канады и России, называют секторальным. Изначально он не вызывал возражений у других стран и был принят. Признание действовало до тех пор, пока технологическое развитие не позволило приступить к разведке и разработке природных ресурсов Арктики. Против секторального принципа выступают, прежде всего, США. Исходя из своих военно стратегических и других интересов, США полагают, что данный принцип может существенно ограничить возможности их военно-морских сил в Арктике. Власти США придерживаются мнения, что к водному пространству арктических морей, за исключением 12-мильных территориальных вод, применимы только правовые нормы, регулирующие режим открытого моря. Вдобавок ко всему, США оказывают давление на Канаду, с целью пересмотра ее секторальной политики, чтобы избежать риска правовой зависимости в арктическом секторе Канады. Относительно морских территорий сложность решения правового режима Северного Ледовитого океана и прибрежных арктических морей обусловлена разными подходами к определению этого участка земного шара: с одной стороны, он рассматривается как открытое море, для которого существуют свои международно-правовые аспекты; с другой стороны, Северный Ледовитый океан - это, по большей части, ледяная поверхность, которая может рассматриваться как отдельный вид государственной территории пяти прилегающих к ней стран. Это и объясняет различия в подходах арктических государств. Тем не менее, основным источником общего международного права применительно к морским пространствам является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. [3]. Все арктические государства, за исключением США, являются ее участниками. США участвуют в Женевских конвенциях ООН по морскому праву 1958 и 1960 гг. [3]. Часть положений Женевских конвенций 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz