Север и рынок. 2015, N 4.
Анализируя потенциал промышленности территорий, входящих в состав российской Арктики, можно сделать вывод, что основной промышленный и экспортный потенциалы России сконцентрированы лишь в части территорий, что свидетельствует о неравномерности развития арктических и северных районов страны. Так, в структуре промышленности можно выделить две территориальных группы: • старопромышленные регионы (Мурманская и Архангельская области, Красноярский край - Норильский промышленный и Таймырский муниципальный районы); • арктические регионы нового промышленного освоения (Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, арктические районы Республики Саха (Якутия)). ’ Неарктические ' государства М еж д у н а р о д ны е организации Приаркти чески е государства (И сландия Швеция, Ф и н л я н д и я ) W [ Арктические \ / г государства ( Россия, ] / ( США , анад а, Д ания , \ Норвегия) Рис.1. Степень приближенности государств и организаций к Арктике Следует также отметить и относительно низкий уровень следующих важнейших характеристик промышленного развития регионов российской Арктики, а именно: • производительность труда в Республике Карелия, Архангельской и Мурманской областях; • активность малого бизнеса в таких регионах, как Карелия, Коми, Саха (Якутия), Архангельская обл., Красноярский край, Ямало-Ненецкий АО; • инвестиционная привлекательность Карелии, Архангельской и Мурманской областей; • бюджетные доходы в Карелии, Архангельской обл. и Красноярском крае; • экспортная деятельность предприятий-резидентов на всех арктических территориях, за исключением Архангельской обл. и Красноярского края; • финансовые результаты деятельности крупного и среднего бизнеса в республиках Карелия, Коми, Саха (Якутия), в Архангельской и Мурманской областях; • инновационная активность в целом во всех территориальных образованиях российской Арктики. Несмотря на наличие комплексной государственной программы, посвященной социально экономическому развитию Арктической зоны РФ [7], немало дискуссий вызывают и правовые аспекты осуществления деятельности на арктических территориях. Единый нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы, связанные с освоением российской Арктики, на сегодняшний день отсутствует. Интересы Российской Федерации в области международно-правового урегулирования вопросов раздела дна Северного Ледовитого океана представляет Министерство иностранных дел [8]. В мировом сообществе также отсутствуют международные соглашения (в отличие от Антарктики), закрепляющие единое общепризнанное понятие «Арктика», на международном уровне правовой статус арктического пространства прямо не регламентирован. Частично правовой режим Арктики определяется актами национального законодательства арктических стран и международно-правовыми соглашениями по отдельным аспектам [9]. Все это и обусловливает необходимость активизации государственной арктической политики России как внутренней, так и внешней, в частности, создания условий для устойчивого социально экономического развития Арктической зоны РФ, нивелирования региональных и отраслевых диспропорций, создания системы государственной социально-экономической поддержки арктических территорий и официального союза арктических регионов России, в рамках которого произойдет формирование новых институтов и механизмов развития российской Арктики. 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz