Север и рынок. 2015, N 4.
В сентябре 2015 г. премьер-министр Швеции представил государственную политику на заседании парламента. Среди приоритетов политики были указаны климат, окружающая среда и энергетика [13]. Сравнительная характеристика наличия законодательных актов, прямо или косвенно регулирующих вопросы недропользования в странах Северной Европы, представлена в таблице. Законодательство стран Северной Европы в сфере недропользования Законодательный акт Норвегия Финляндия Швеция Закон о минеральных ресурсах Да Да Да Закон о планировании и строительстве Да Да Да Акт об использовании моторизованного транспорта на удаленных территориях Да Да Да Закон о загрязнении Да Да Да Закон о культурном наследии Да Да Да Закон о водных ресурсах Редко Да Да Оценка воздействия на окружающую среду В законе о планировании и строительстве Да Согласовывается с лицензией на разведку Законодательство об особо охраняемых природных территориях Да Два законодательных акта Да Законодательство, регулирующее вопросы коренных народностей Да Да Да В 2008 г Европейская комиссия разработала стратегию в отношении сырьевых ресурсов, которая называется «Инициатива "Сырье - удовлетворение наших критических потребностей для роста и создания рабочих мест в Европе"». Использование одной и той же территории может регулироваться различными законодательными актами. «Инициатива "Сырье"» ЕС основана на принципе «одного окна». По мнению авторов инициативы, такой подход позволяет повысить прозрачность и предсказуемость, предотвращает «секторизм», может обеспечить наиболее нейтральное решение [14, 15]. На основании анализа можно сделать следующие выводы: 1. Во всех трех странах доступ к земле достаточно свободный, для проведения геолого разведочных работ не требуется согласия землевладельца. 2. Важнейшим этапом на пути к разработке месторождения в Финляндии и Швеции является получение лицензии на эксплуатацию, в Норвегии - разрешение на строительство (за исключением провинции Финнмарк, где лицензия на эксплуатацию не менее важна). Законодательство всех трех стран во многом совпадает. Сходство законодательной базы объясняется историческими причинами. 3. Основным различием является содержание лицензии на проведение геолого-разведочных работ: в Швеции и Финляндии лицензия на эксплуатацию уточняет вопросы землепользования, также в ней существенное внимание уделяется экологическим вопросам. В Норвегии законодательство гораздо более фрагментированно. 4. Политика в отношении минерального сырья в Швеции и Финляндии значительно более откровенно, чем в Норвегии, нацелена на добычу полезных ископаемых. Общая политика является решающим фактором в отношении дискреционных решений, а большинство решений по вопросам землепользования и охраны окружающей среды являются таковыми, т. е. принимаются по усмотрению компании. Норвегия в настоящее время разрабатывает свою политику в отношении минерального сырья, и это, скорее всего, повысит уровень информированности о потенциале для увеличения добычи полезных ископаемых в стране. Обзор правовых рамок горнодобывающей промышленности северных стран показал, что между ними есть много общего. Основной причиной такой ситуации является тот факт, что Норвегия Финляндия и Швеция имеют одинаковые климатические условия, схожие геологические условия и социальный контекст. Существенную роль играет влияние ЕС, поэтому экологическое 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz