Север и рынок. 2015, N 4.
Закон регулирует эксплуатацию металлического минерального сырья, мыльного камня и мрамора, тогда как добыча гравия и песка и карьерная добыча природного камня регулируется законом об извлечении земли. Целью закона о горнодобывающей промышленности является разведка и добыча полезных ископаемых социально, экономически и экологически устойчивым способом. Осуществление разведочных и добычных проектов обеспечивается с учетом экологических аспектов, гражданских прав, участия муниципалитетов в процессе принятия решений, а также прав землевладельцев. Закон также учитывает Конституцию, другие действующие законы и специальные вопросы, касающиеся, например, народа саами в Северной Финляндии [9]. В Швеции ключевым законодательным актом в сфере недропользования является закон о минералах (1992 г.) с внесенными в 1999 г. изменениями. Закон регламентирует разведку и эксплуатацию месторождений, которые расположены на землях, находящихся в частной собственности недропользователя, или на землях, принадлежащих другим лицам, и содержат следующие концессионные минералы: 1) сурьма, мышьяк, бериллий, свинец, золото, иридий, железо в коренных породах, кобальт, медь, хром, ртуть, лантан и лантаноиды, литий, марганец, молибден, никель, ниобий, осмий, палладий, родий, рубидий, рутений, серебро, скандий, стронций, тантал, олово, титан, торий, уран, ванадий, висмут, вольфрам; 2) квасцы сланцевые, андалузит, апатит, брусит, полевой шпат, графит, кианит, огнеупорная глина, марганец, пирротит, нефелиновые сиениты, силлиманит, уголь, каменная соль или другие подобные проявления соли; пирит, барит и волластонит; 3) нефть, газообразные углеводороды и алмазы. Не упомянутые выше минералы принадлежат землевладельцу. В разделе 2 говорится о том, что законом не регулируется использование акваторий моря, находящихся в государственной собственности [10]. Закон предоставляет право на разведку и эксплуатацию минеральных веществ и регламентирует предоставление и условия выдачи разрешений на разведку и концессий на эксплуатацию месторождений, вопросы компенсаций и т. п. Держатель концессии обязан выплачивать компенсацию за ущерб или использование земель в целях недропользования или других связанных с ним видов деятельности. Границы земли в зоне действия концессии, которую держатель концессии может использовать для эксплуатации месторождения полезных ископаемых, определяются процедурами, изложенными в разделе 1 главы 9 и дальнейших разделах. Глава 12 регламентирует совместное управление концессионными правами. Проведение геолого-разведочных работ запрещено на территории национальных парков или на территориях, где планируется создание национальных парков, а также на землях, относящихся к культурному наследию в соответствии с главой 7 Экологического кодекса. Правительство может издавать постановления, касающиеся проведения охранных мероприятий при прекращении подземных или открытых разработок и касающиеся мер контроля для защиты от оползней или оседания на шахтах, которые закрываются [11]. Соблюдение закона о минералах контролируется Горной инспекцией. Заявки на получение разрешений или концессий должны направляться в один из офисов Горной инспекции (в городах Лулео или Фалун). Горная инспекция Швеции несет ответственность за выдачу разрешений на разведку и добычу полезных ископаемых, ее возглавляет Главный горный инспектор, который принимает решения по вопросам, регулируемым законом о минералах. Горная инспекция является подразделением Геологической службы Швеции (SGU) - агентства, занимающегося вопросами коренных пород, почвы и грунтовых вод. Горная инспекция была создана в качестве государственного агентства в 1637 г. [12]. Геологическая служба Швеции предоставляет общую информацию в сфере геологии и о связанных с ней проблемах, а также проводит консультации по юридическим вопросам, касающимся политики в сфере минеральных ресурсов. У Геологической службы есть информационный офис в г. Мало в Северной Швеции, который обслуживает потребности геологоразведки. Министерство окружающей среды и энергетики занимается вопросами правительственной политики в сфере окружающей среды, энергетики и климата. В его функции также входит решение вопросов, касающихся биологического разнообразия, химикалий, экологических циклов, охраны природы и леса, морских и водных систем, радиационной безопасности и международного экологического сотрудничества. Управление ведомством осуществляют два министра - министр климата и окружающей среды, который одновременно является заместителем премьер-министра, и министр энергетики. 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz