Север и рынок. 2015, N 4.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕРРИТОРИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ УДК 338.2:553.04 (4-17) ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕМ: ОПЫТ СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ* Л. В. И ванова канд. экон. наук, старший научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина КНЦ РАН, Апатиты, Россия Аннотация. В последние годы в северных странах наблюдается значительное оживление в сфере недропользования. Страны Северной Европы, в особенности Норвегия, Финляндия и Швеция, относятся к государствам, имеющим наиболее эффективную законодательную систему, благоприятствующую инвестициям в горнодобывающую промышленность. Потенциальных инвесторов привлекает значительный геологический потенциал, высокий уровень экономического развития и развитая инфраструктура в сочетании с прозрачной законодательной системой. Однако рост интереса к горнодобывающей промышленности привел к возникновению дискуссий по поводу роли законодательства в обеспечении вклада горнодобывающей промышленности в устойчивое развитие. В то же время был предпринят ряд добровольных инициатив в этом направлении. В статье приводится обзор отраслевого законодательства и организационной структуры управления недропользованием в Норвегии, Финляндии и Швеции. В процессе сравнительного анализа систем управления недропользованием в трех северных странах выявлены как общие черты, так и различия. Ключевые слова: страны Северной Европы, недропользование, законы, органы управления. INSTITUTIONAL FRAMEWORK OF SUBSOIL MANAGEMENT: PRACTICIES OF THE NORDIC COUNTRIES L. V. Ivanova PhD (Economics), Senior Researcher G. P. Luzin Institute for Economic Studies, Kola Science Centre o f the RAS, Apatity Abstract. The last few years have seen a lot of activity within the Nordic mining industry. The Nordic countries, particularly Norway, Finland and Sweden are viewed as some of the most lucrative jurisdictions in the world for mining investment. Potential investors are attracted by significant geological potential, healthy economic growth and good infrastructure coupled with transparent legal frameworks. The growing interest to the mining industry in turn led to discussions on the role of legislation in ensuring that mining contributes to sustainable development. At the same time, a number of voluntary sustainability initiatives have appeared. The article gives an overview of the sectoral legislation and organizational structure of subsoil management in Norway, Finland and Sweden. Comparative analysis of the subsoil management systems reveals both their similarities and differences. Keywords: the Nordic countries, subsoil use, laws, management bodies. Страны Северной Европы относятся к государствам, имеющим наиболее эффективную законодательную систему, благоприятствующую инвестициям в горнодобывающую промышленность. Потенциальных инвесторов привлекает значительный геологический потенциал, высокий уровень экономического развития и развитая инфраструктура в сочетании с прозрачной законодательной системой [1]. Норвегия является одним из крупнейших в мире производителей титана и железных руд. Главным государственным органом в сфере недропользования в Норвегии является Директорат *Статья подготовлена на основе исследований, выполненных при финансовой поддержке гранта Норвежского исследовательского совета, проект № 230319 "The Arctic as a Mining Frontier: Sacrifice zones or sustainable development? (ARCTICFRONT)" («Арктика как граница горнодобывающей промышленности: жертвенная зона или устойчивые ландшафты?»). 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz