Север и рынок. 2015, N 4.

недостаточны для осуществления эффективных природоохранных мероприятий или выделяются несвоевременно или не в полном объеме. На наш взгляд, передача новых полномочий с федерального на региональный уровень, не усиливает децентрализацию управления в нашем государстве, так как не обеспечивает увеличения отчислений в налоговые доходы бюджетов субъектов РФ по предметам совместного ведения, что является вожделенной целью северных субъектов Федерации. 8 июля 2015 г. Государственная дума РФ приняла Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральны й закон о т 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации "» [14]. Суть изменений заключается в расширении объема полномочий субъектов Федерации за счет передачи им полномочий федеральных органов управления по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Изменения в законе ужесточают ответственность региональных органов власти, включая высшее должностное лицо субъекта Федерации, за выполнение делегированных полномочий. Также законом установлена возможность реорганизации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (в формах преобразования, выделения, присоединения, выделения с присоединением) после передачи ими своих полномочий на региональный уровень власти [14]. Федеральный регулятор принял решение о сокращении территориальных органов, потому что недостатки линейно-территориальной структуры стали превышать их достоинства: содержание территориальных органов федеральных министерств обходится слишком дорого. В контексте предмета нашей статьи исполнение этого закона будет служить фактором, ограничивающим реализацию региональных целей Министерства в стратегической перспективе. Велика вероятность того, что организационная структура Министерства будет дополнена новыми структурными подразделениями для выполнения новых делегированных полномочий. Еще одним фактором, ограничивающим реализацию региональных целей Министерства в стратегической перспективе, будет наделение его новыми функциями в связи с включением Мурманской обл. в состав макрорегиона, называемого Арктической зоной РФ. Скорее всего, федеральный регулятор возложит на него обязательства по различной отчетности, когда Государственная программа по социально-экономическому развитию АЗ РФ, в которую войдут в основном мероприятия федеральных программ, начнет выполняться. Также понадобится организовать экологические исследования в регионе, так как характеристика «хрупкая экологическая система Арктики» не может служить для принятия обоснованных управленческих решений. Наше предложение заключается в том, чтобы Правительство Мурманской обл. и Министерство использовали эти аргументы для того, чтобы не уменьшать бюджет и штат сотрудников ведомства. Также для того чтобы предотвратить возможные отрицательные последствия от реорганизации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, например, снижение управляемости в период ее осуществления, целесообразно наделить региональные органы власти полномочиями по принятию решений по реструктуризации и распоряжению имуществом реорганизуемой организации. В конце статьи нельзя не обратить внимания на фактор, который будет способствовать увеличению роли Министерства в достижении его собственно региональных целей. Это - перестройка организационной структуры в связи с запланированным в среднесрочной перспективе переходом на новую систему экологического нормирования и стимулирования [15]. В ходе реформы государственного экологического управления объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду (объекты III категории), и объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (объекты IV категории), будут исключены из управленческого воздействия органа исполнительной власти. С объектами II категории, которые будут оказывать более значительное негативное воздействие на окружающую среду, а в их число войдет несколько десятков средних промышленных предприятий области, подлежащих сегодня региональному экологическому надзору, предстоит большая работа для осуществления их перехода на новую систему экологического нормирования, причем на новой методической основе. Для этого потребуется, если не расширить штат Управления экологии и природопользования, то обязательно обеспечить обучение его сотрудников, что также предполагает увеличение расходов организации. 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz