Север и рынок. 2015, N 4.
Как показал опрос работников Министерства, проведенный ИЭП КНЦ РАН в декабре 2014 г., все его отделы, которые отвечают за выполнение делегированных полномочий, перегружены работой, особенно по составлению отчетности о расходовании средств федерального бюджета. Линейно-функциональная организационная структура Министерства, которая является обычной для государственной организации, отражает эту реальность. Одним из трех заместителей министра является начальник Управления лесного и охотничьего хозяйства, куда входит два отдела и один сектор, численность сотрудников которых составляет 17 человек. Второй заместитель министра возглавляет Управление контрольно-надзорной деятельности, в состав которого входят три отдела, из них два - это опять же отдел государственного охотничьего надзора и отдел лесного контроля и надзора и пожарного надзора. Из 20 сотрудников управления в двух последних отделах работают 14. Для сравнения: первому заместителю министра подчиняется Управление экологии и природопользования, общее название которого отражает цель деятельности этого структурного подразделения - выполнять функции по выработке региональной государственной политики, рациональному использованию природных ресурсов, находящихся в собственности субъекта Федерации, и по обеспечению экологической безопасности населения региона. В его состав входит три отдела с общей численностью сотрудников 18 человек. Также первый заместитель министра является функциональным руководителем отдела организации бюджетного процесса, экономического анализа, программ и государственных закупок, в составе которого числится 6 человек. Следствием постоянного увеличения делегированных полномочий и все более детальной регламентации требований к качеству их исполнения является перегруженность министра отношениями с внешними органами власти, в частности, с функционерами федеральных природоохранных органов. Количество государственных служащих Управления экологии и природопользования, то есть структурного подразделения, на которое возложены функции управления природными ресурсами субъекта Федерации и обеспечения экологических потребностей населения региона, явно недостаточно. Например, в отделе обеспечения экологической безопасности и особо охраняемых природных территорий числится всего 5 сотрудников вместе с начальником. На них возложен анализ природоохранной деятельности и экологических программ (мероприятий) всех предприятий и организаций области, подлежащих региональному экологическому контролю. Среди этих предприятий есть такие, которые используют устаревшие технологии и оказывают негативное воздействие на окружающую среду, последнее, конечно, не такое масштабное, по сравнению с экологически опасными предприятиями Кольской ГМК. Однако сегодня в отчетах Министерства, в ежегодном «Докладе о состоянии и об охране окружающей среды в Мурманской области», в статистических сборниках и бюллетенях отсутствуют данные об их природоохранной деятельности, и лишь иногда в эти отчеты и доклады проникает информация о проверках этой деятельности и выявленных нарушениях, но она поступает от работников другого управления Министерства. Между тем, эти предприятия и организации в большинстве своем находятся на селитебных территориях, в отличие от удаленных от них рудников и обогатительных фабрик, то есть соблюдение ими природоохранного законодательства с точки зрения населения более важно, чем рекультивация внешних отвалов какого-нибудь высокогорного карьера. По нашему мнению, для полноценного выполнения функций по управлению природоохранной деятельностью региональных предприятий и организаций в Управлении просто не хватает сотрудников. Это косвенно доказывает и высокая текучесть кадров в Министерстве даже в период роста безработицы, одной из существенных причин которой является тот факт, что функции и контроль за их деятельностью постоянно увеличиваются, а зарплата остается прежней. В ходе опроса сотрудников Министерства топ-менеджеров и управленцев срединной линии выяснилось, что подавляющее большинство из них работает меньше 5 лет. Таким образом, сегодня линейно-функциональная структура Министерства прямо отражает те функции, которые или наиболее многочисленны, или наиболее важны. Анализ позволяет сделать вывод о том, что одним из ограничивающих факторов эффективности деятельности органа управления природопользованием и охраной окружающей среды в Мурманской обл. является передача полномочий с федерального уровня управления. Изучение процесса и механизма делегирования полномочий на региональный уровень управления показало, что их основным следствием является не расширение полномочий региона для улучшения природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов, а усиление контрольно-надзорных функций органа управления и рост его отчетности о расходовании средств федерального бюджета. Кроме того, средства, направляемые на делегированные полномочия, 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz