Север и рынок. 2015, N 4.

Организационная структура обычно проектируется тождественно функциям и полномочиям, которыми наделена организация. На разных уровнях управления (федеральном, субъекта Федерации и муниципальном) процесс повышения эффективности органа государственного управления имеет разные приоритеты. В России инициатором и регулятором этого процесса является федеральное правительство, которое с 2006 г. осуществляет административную реформу. Все субъекты Федерации были вовлечены в этот процесс, но так как инициатива исходила не от них, то многие органы управления отнеслись к реформе формально. Проведенный ИЭП КНЦ РАН в декабре 2014 г. опрос государственных служащих пяти органов исполнительной власти Мурманской обл. показал, что, несмотря на прогресс в использовании информационных технологий, бумажный документооборот в них заметно не уменьшился. Опять же лишь некоторые служащие смогли вспомнить, что они проходили обучение по курсу «Управление, нацеленное на результат», но почти никто из принимавших участие в опросе не признался, что использует полученные знания в работе. Во время экономических реформ, особенно в периоды экономических кризисов, обычно прибегают к сокращению бюджетов органов исполнительной власти. Логика этих решений очень проста. Большая доля расходов бюджета органа власти приходится на заработную плату и премии чиновникам, причем их средняя заработная плата является сравнительно высокой, в то время как оценка эффективности деятельности органа власти остается трудноразрешимой проблемой. Сокращение бюджета органа власти или его экономия чаще всего означает для его руководства необходимость изменения организационной структуры и ее оптимизацию. Изменить организационную структуру можно разными методами. Самый худший - это имитация ее оптимизации, то есть когда целью изменений является только сокращение работников. Причем опытный руководитель на этот случай всегда имеет резерв сотрудников, которых без особого ущерба для выполнения ее функций можно уволить в связи с реструктуризацией. Другими словами, в результате такого изменения организационной структуры она не становится лучше. Промежуточным по эффективности вариантом перестройки организационной структуры, который не связан с антикризисной политикой, является смена руководителя органа управления. Новый руководитель, избранный на место предыдущего по деловым качествам и компетенции в государственном администрировании, обычно стремится изменить организационную структуру, даже если прежний руководитель ничего не хотел менять по причине отсутствия нареканий со стороны внешних контролирующих органов власти. По нашему мнению, наилучшим вариантом изменения организационной структуры органа управления будет тот, который позволит улучшить имеющиеся верифицированные показатели деятельности организации и обеспечить снижение негативного воздействия факторов, ограничивающих реализацию целей организации в стратегической перспективе. Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской обл. (Министерство) было образовано в 2013 г. и теперь входит в линейно-штабную структуру правительства области. Министр, как член правительства, кроме того, что он несет ответственность за работу подведомственной ему организации, наделен функцией советника высших должностных лиц области при принятии ими решений в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Правительство области в соответствии с Уставом и законами субъекта Федерации распределяет функции между органами исполнительной власти, определяет порядок их деятельности, устанавливает предельную штатную численность работников, а также утверждает кандидатуру министра и принимает решение об организационной форме органа управления [8]. В настоящее время в регионе эта деятельность осуществляется особенно активно, даже создана рабочая группа по вопросу структуры исполнительных органов государственной власти Мурманской обл. и оптимизации их предельной штатной численности. В эту работу вовлечены все исполнительные органы власти [9]. В итоге количество исполнительных органов власти уменьшилось с 29 до 27, создано одно новое министерство, изменена организационная форма двух органов власти и др. Весь трехлетний срок своего существования Министерство находится в этом процессе. В первый год после преобразования в новую организационную форму материальная база, штатное расписание и организационная структура были приведены в соответствие с требованиями к ней. В частности, Министерство, наконец, получило новое здание, до этого несколько лет его отделы располагались в двух зданиях, достаточно удаленных друг от друга. В 2014 г. форс-мажорное событие стало причиной смены министра, новый глава был назначен только через год, он изменил организационную структуру министерства, пока, правда, не назначен первый заместитель министра [10]. 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz