Север и рынок. 2015, N 4.
Для органа управления природопользованием и охраной окружающей среды субъекта Федерации в качестве первостепенной потребности населения выступает обеспечение экологической безопасности его жизнедеятельности на определенной территории, которое включает также сохранение и приумножение некоторых видов природных ресурсов, например, рекреационных, земельных, растительного и животного мира, а также эстетичный вид ландшафта. Равным образом целью органа государственной власти является удовлетворение потребности региона как собственника природных ресурсов в их рациональном использовании, охране и приумножении. После разграничения собственности на природные ресурсы между уровнями управления - федеральным, субъекта Федерации и муниципальным, которое произошло в соответствии с Федеральном законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, число объектов регионального управления резко сократилось [6]. Сегодня в Мурманской обл. более 76 % земель не подлежат разграничению государственной собственности; все водные объекты (кроме искусственных) и полезные ископаемые (кроме общераспространенных), почти все лесные ресурсы и все объекты животного мира находятся в федеральной собственности. Но все они по-прежнему остаются в совместном ведении федерального центра и субъекта Федерации. Кроме того, в 2009 г. был принят новый перечень объектов государственного федерального контроля (надзора) и тем самым был окончательно реализован принцип, заложенный в Федеральном законе «Об охране окружающей среды»: один объект хозяйственной деятельности должен контролироваться одним уровнем государственного экологического контроля. В результате органы управления охраной окружающей среды субъекта Федерации лишились возможности контролировать природоохранную деятельность крупнейших предприятий, расположенных на его территории, так как было отменено двойное подчинение территориально уполномоченных органов Министерства природных ресурсов и экологии РФ и федеральному министру, и региональному правительству. Особенность структуры экономики Мурманской обл. заключается в том, что львиную долю в загрязнение окружающей среды вносят крупнейшие предприятия российских добывающих компаний, которые ведут производственную деятельность на ее территории. В других субъектах Федерации, где в структуре народного хозяйства нет таких гигантских по масштабам негативного воздействия предприятий, влияние региональных органов экологического управления на показатели экологической обстановки более существенно, нельзя сказать, что сегодня министерство полностью отстранено от управляющего воздействия на природоохранную деятельность предприятий, на которых осуществляется федеральный экологический контроль. В связи с тем, что Федеральное агентство водных ресурсов не имеет территориальных подразделений в субъектах Федерации, вернее, управление ими построено по бассейновому принципу, региональный орган власти уполномочен осуществлять меры по охране расположенных на территории Мурманской обл. водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности. Также он согласовывает планы снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади, участвует в организации и осуществлении государственного мониторинга поверхностных водных объектов и др. [7]. Однако в целом цели регионального экологического управления в настоящее время ограничены управляющим воздействием только на объекты регионального экологического контроля. На первый взгляд произведенные изменения должны были привести к сосредоточению управления на региональных проблемах, но анализ показывает, что на практике имеют место факторы, ограничивающие реализацию целей регионального управления. Следует напомнить, что орган государственного управления является бюрократической организацией, то есть любая его деятельность регламентируется нормативно-правовыми актами, все функции управленцев в строгом соответствии с их полномочиями перечислены в Положении об организации. Набор функций постоянно изменяется в связи с динамикой объектов управления или в результате расширения или сужения полномочий. В бюрократической организации неисполнение установленных функций, превышение или неиспользование полномочий расценивается как неэффективная работа органа в целом или его отдельного работника. Каким образом содержание выполняемой функции способствует повышению эффективности достижения целей организации, ради которых она была создана, обычно не анализируется или упускается из виду, так как критерием работы безоговорочно считается своевременное, точное и грамотное исполнение какого-либо управляющего документа. 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz