Север и рынок. 2015, N 4.

Долгосрочной целью развития базовых отраслей экономики России, в том числе горнодобывающей промышленности, является создание высокотехнологичной продукции, что нашло отражение в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [1], государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» [2] и других государственных программах последних лет. Центральной идеей этих программ является снижение зависимости российской экономики от экспорта минерального сырья, что возможно за счет создания условий для развития инновационно ориентированной экономики. Степень достижения этих условий, согласно государственным программам, определяется исходя из макроэкономических ориентиров, таких как увеличение доли высокотехнологичных производств в ВВП страны. В то же время в достаточной степени не проработаны вопросы функционирования предприятий на микроуровне. В частности, нет критериев долгосрочного развития предприятий, которые отражали бы качественный характер их экономического роста. Изначально экономический рост рассматривался по отношению к макроэкономическим системам, однако вследствие развития теории управления предприятиями этот показатель нашел свое отражение и на микроуровне. Несмотря на то, что экономический рост разделяют на экстенсивный и интенсивный [3, 4], в большинстве случаев он понимается как увеличение выпуска продукции [5-8]. В ряде работ это дополняется необходимостью сохранения финансовой устойчивости. Таким образом, экономический рост сегодня воспринимается как количественная, чисто финансовая характеристика деятельности предприятий [9]. Подобный подход в условиях необходимости развития производств и установления межотраслевого взаимодействия является достаточно спорным. На макроэкономическом уровне показателем экономического роста является ВВП, который определяется как сумма доходов, полученных резидентами страны от производства, плюс амортизационные отчисления и косвенные налоги на бизнес. То есть, ВВП - это суммарная стоимость всей продукции, произведенной на территории страны. Учитывая это, логично было бы предположить, что мерой экономического роста предприятия должен быть показатель, отражающий вклад предприятия в формирование конечной стоимости готовой продукции. Среди широкого перечня существующих показателей, наиболее близким по экономическому содержанию к этому подходу является показатель «добавленная стоимость», несмотря на значительное количество разнообразных подходов к ее определению и методу расчета. Процесс формирования добавленной стоимости не нашел отражения и в нормативно­ правовых документах, в которых можно найти обоснование формирования элементов добавленной стоимости, но не показателя в целом. В зарубежной практике наиболее ёмкий подход к определению добавленной стоимости сформирован в рамках концепции ценностно-ориентированного управления - Value Based Management (VBM). Самыми популярными из показателей VBM являются: • SVA (Shareholder Value Added) - акционерная добавленная стоимость; • CVA (Cash Value Added) - денежная добавленная стоимость; • MVA (Market Value Added) - рыночная добавленная стоимость; • EVA (Economic Value Added) - экономическая добавленная стоимость. Анализу этих показателей к настоящему моменту посвящено значительное количество научных работ [10-13]. Наиболее существенные, по мнению авторов, аспекты, характеризующие указанные показатели, вынесены в таблице. Сравнительная характеристика показателей VBM Критерий EVA CVA SVA MVA 1 2 3 4 5 Период оценки Краткосрочная перспектива Кратко- и долгосрочная перспектива Расчет на основе прогнозирования денежного потока Краткосрочная перспектива Формула EVA = IC(ROI - CVA = (CFROI - SVA = ICH(ROI - MVA = MVE - - WACC), - Capital Costs)Gross - WACC), - TAC, где IC - Investment, где ICH - где MVE - инвестированный где CFROI - инвестированный рыночная капитал; рентабельность капитал стоимость ROI - капитала в рыночной оценке; собственного рентабельность по свободному ROI - капитала; 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz