Север и рынок. 2015, N 4.

• активная поддержка предприятий с преимущественным участием государственного капитала; • противодействие организованной преступности и коррупции в сфере экономической деятельности. Все эти меры практически могут быть осуществлены только при значительном усилении властных функций государства, активизации рыночных и административных методов регулирования, а таже при возрастании роли государства как гаранта стабильности социальных и экономических процессов [2]. В сентябре 2015 г. в Архангельске прошел форум в рамках международной встречи представителей государств - членов Арктического совета, государств-наблюдателей и зарубежной научной общественности. Такие встречи проводятся уже в пятый раз по инициативе Совета Безопасности РФ. В предыдущие годы они состоялись в Мурманске, в Салехарде, в Нарьян-Маре и на борту ледокола «Ямал». Проведение форума полностью соответствует стратегическому курсу России в отношении Арктики. Были детально рассмотрены актуальные вопросы подготовки квалифицированных кадров для освоения Арктики и глобальных арктических проектов; консолидации усилий по сохранению уникальных экосистем Арктики при разработке глобальных ресурсных проектов; а также устойчивого развития и сохранения среды обитания, культуры, традиций и обычаев коренных малочисленных народов Севера. Выступления по этой теме сводились к главной мысли: Арктика - один из наиболее уязвимых к изменению климата регионов Земли. Сегодня необходимо продолжить изучение последствий промышленного освоения Арктики, его влияния на общество и на окружающую среду региона. Третьим вопросом повестки дня обсуждались проблемы устойчивого социального развития коренных малочисленных народов Севера [13]. Изменение геополитической ситуации в мире и в России определяется повышенным интересом к ресурсам (биологическим, минеральным, углеводородным, являющимся стратегическими) регионов Севера и Арктики. Обеспечение экономической безопасности страны напрямую связано с экономической безопасностью регионов Севера и Арктики. Анализируя вышесказанное, необходимо отметить, что возможными направлениями деятельности для обеспечения экономической безопасности северных регионов могут быть следующие: 1. Обеспечение энергетической безопасности. 2. Регулирование миграционных процессов. 3. Ликвидация негативных воздействий, угрожающих промышленному производству. 4. Комплекс мероприятий по осуществлению федеральной региональной политики. 5. Подготовка квалифицированных кадров для освоения Арктики и Севера. 6. Сохранение уникальных экосистем Арктики и Севера. 7. Сохранение среды обитания, культуры, традиций и обычаев коренных малочисленных народов Севера. Литература 1. Акъюлов Р. И. Проблемы и перспективы мониторинга и оценки социально-экономической безопасности российских регионов. URL : http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2015/04/12/ ( дата обращения: 12.09.2015). 2. Дамаскин О. Федерализм и региональные проблемы экономической безопасности Российской Федерации. URL : http://observer.materik.ru/observer/N1-2_03/1-2_11.htm ( дата обращения: 14.09.2015). 3. Белогубова М. Н. Безопасность региона Европейского Севера РФ / Автореферат диссертации по социологии. URL : http://cheloveknauka.com/bezopasnost-regiona-evropeyskogo-severa-rossiyskoy- federatsii#ixzz3ngAGiEuk ( дата обращения: 12.09.2015). 4. Селин В., Башмакова Е. Значение северных и арктических регионов в новых геоэкономических условиях развития России / / Регион: экономика и социология. 2010. № 3. URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=78316 ( дата обращения: 15.09.2015). 5. Селин В. С. Научный отчет / Ин-т экономических проблем КНЦ РАН. URL: http://www.iep.kolasc.net.ru/selnir2014.pdf ( дата обращения: 12.09.2015) 6. Скуфьина Т. П. Комплексные фундаментальные исследования Севера и Арктики: некоторые результаты и перспективы развития при поддержке грантов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 268. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz