Север и рынок. 2015, N 4.

усилий территориальных органов власти и отраслевого управления, которые должны быть более существенными, чем рыночное саморегулирование. Вместе с тем, считаем, что инициатором кластеризации рыбной отрасли может выступать не только Администрация Приморского края, но и территориальный орган Росрыболовства, которому при использовании общеизвестных методов проектного менеджмента потребуется приложить необходимые организационные усилия, что позволит трансформировать существующие проблемы управления в задачи создания образовательно-научно-производственного кластера. По-видимому, самая главная задача Росрыболовства на начальном этапе кластерного развития - совместно с администрацией Приморского края инициировать создание и организационное оформление рыбохозяйственного кластера, объединить те ресурсы, которые есть в регионе сегодня, предложить предпринимателям то, что может быть полезным и для бизнеса, и для государства, и для населения, и для территории в целом. При этом нельзя забывать, что одной из организационных проблем является мотивационная составляющая управления формированием кластера. Особенность здесь заключается в том, что мотивация к объединению в кластер должна быть у совершенно самостоятельных, самодостаточных предприятий и организаций различных форм собственности. В этой связи основой стимулирования при нашем подходе является позиционирование субъектами кластерных инициатив заинтересованности бизнеса в том, что вхождение в образовательно-научно-производственный кластер повышает статус компаний, способствует росту внимания к ним со стороны финансовых структур и органов государственной власти и местного управления, благоприятствует росту их международной репутации и популярности торговой марки, привлекает дополнительные ресурсы и предоставляет другие формы поддержки. Несмотря на то, что рассматриваемый рыбохозяйственный кластер является открытой системой, установление хозяйственных отношений с одним или несколькими организациями- членами не приведет к немедленной интеграции предприятия в его среду. Следовательно, экономическое взаимодействие должно быть дополнено информационным и человеческим, то есть кластер нельзя учредить приказом, распоряжением и произвольно включить какую-либо организацию в его состав также нельзя. Прогнозируется, что успех будет определяться самой кластерной некоммерческой организацией, её формальной структурой, которая сможет объединить предприятия и организации, научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, университет и других участников кластера. В этом представляется и мотивация, и интерес, так как самостоятельность и независимость сохраняются, а цель - общий, выгодный всем конечный результат. Однако как ни важны мотивации к объединению в кластеры, для многих малых предприятий организация такого сотрудничества - далеко не простое дело, так как они существуют за счет индивидуализма и предприимчивости, а поэтому тесное сотрудничество с конкурентами, поставщиками или клиентами может восприниматься как угроза. В этой связи малым предприятиям необходимо оказать содействие в повышении степени готовности к длительному взаимодействию и сотрудничеству, а членам ядра кластера определить целесообразность их привлечения в свои ряды. В заключение подчеркнем, что особое значение на начальном этапе кластерного развития рыбной отрасли Приморского края имеет целенаправленная организационно-управленческая и информационно-методическая работа по вовлечению в рыбохозяйственный кластер экономических агентов, а также вопросы выработки программных действий по развитию и финансовому обеспечению кластерных инициатив. Вышеизложенные подходы и организационный механизм кластеризации рыбной отрасли, по нашей оценке, позволят оперативно сформировать полноценный рыбохозяйственный образовательно-научно-производственный кластер в Приморском крае, в котором научно­ методологическое обеспечение основных направлений может быть отведено Дальневосточному техническому рыбохозяйственному университету. Литература 1. Материалы Российской кластерной обсерватории. URL : http://cluster.hse.ru ( дата обращения: 08.09.2015). 2. Международный конгресс рыбаков: офиц. сайт. URL: http://www.fish-forum.ru (дата обращения: 22.09.2015). 3. Porter M. The Economic Performance o f Regions // Regional Studies. 2003. Vol. 37, No. 6/7 (August/October). Р. 54-55. 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz