Север и рынок. 2015, N 4.
ущербов финансовому благосостоянию предприятия для минимизации убытков от внешних и внутренних угроз экономической безопасности. При внедрении мер по оптимизации расходов на обеспечение экономической безопасности промышленных предприятий и их сбалансированности по отношению к прогнозируемым рискам предполагается достижение следующих результатов: • снижение экономического давления на финансовый потенциал предприятия; • изменение величины себестоимости продукции; • улучшение финансового результата деятельности; • увеличение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Предполагается решение проблемы возмещения потерь промышленным предприятиям от возможных ущербов за счет формирования компенсационного фонда, позволяющего адекватно реагировать на критические ситуации. Реализация выводов и предложений по оптимизации расходов промышленных предприятий на обеспечение экономической безопасности создаст более благоприятные условия функционирования, что обеспечит повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и будет способствовать повышению экономического потенциала [11]. Реализация национальных интересов РФ возможна только на основе устойчивого роста экономики, который призван обеспечить высокий уровень и качество жизни населения, социально экономическую и политическую стабильность общества. В решении этих проблем центральная роль принадлежит Совету Безопасности РФ, Правительству страны и Президенту РФ, ответственным за состояние защиты национальных интересов России в сфере экономики. При этом их решения должны основываться на объективных оценках и реальном перспективном прогнозе возможных угроз на обозримый период [2]. Существенным шагом в формировании новой системы государственного регулирования является принятие Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ от 28 июня 2014 г. В законе четко прописаны полномочия федерального центра и регионов в рамках реализации своих полномочий отраслевого развития территорий. Однако важно понимать, что реализация данного закона потребует от регионов создания эффективной системы стратегического планирования с учетом специфики своего развития [12]. На основе анализа действующего законодательства, правоприменительной практики, исследования внутренних и внешних угроз экономической безопасности представляется возможным констатировать ряд концептуальных положений и внести ряд предложений по формированию комплекса мероприятий по осуществлению федеральной региональной политики укрепления единства экономического и правового пространства, обеспечения безопасности Российской Федерации. При этом крайне важно, чтобы государственная стратегия регионального развития была ориентирована на приоритет общенациональных интересов и в то же время учитывала разнообразие и специфику российских регионов. Среди особенностей и тенденций территориальной организации России и государственной стратегии регионального развития особенно следует выделить: • во-первых, несоответствие социально-экономического развития отдельных регионов геополитическим и экономическим реалиям. Это относится, в первую очередь, к северным территориям, Северному Кавказу, Приморью, Калининградской обл., играющим важную роль в обеспечении стратегических интересов РФ; • во-вторых, недостаточное развитие рациональных межбюджетных финансовых взаимоотношений центра и регионов РФ также не способствует становлению дееспособного федерализма, поскольку не достигнута прозрачность финансовых отношений в законодательном порядке и сохраняется перераспределительный, фактически произвольный принцип отчислений в бюджеты разного уровня - федеральная помощь оказывается одним регионам и необоснованно отказывается в помощи другим. Отмечается малопродуктивность федеральных программ, неподконтрольность использования средств, выделенных на них. Практика межбюджетных отношений в сложившихся новых условиях не обеспечена новым надежным механизмом реализации программ; • в-третьих, отстранение субъектов Федерации от управления значительными объемами региональной собственности. Проблемы собственности при решении вопросов разграничения 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz