Север и рынок. 2015, N 4.
Abstract. For the processes of assessing interregional cross-border cooperation it is necessary to introduce modern methods to evaluate the effectiveness of programs and projects in a cross-border region. The article presents the assessment method of projects and programs of interregional cross-border cooperation, the basic principles of assessment and its criteria, identification of possible indicators for assessing the effectiveness of projects and programs interregional cross-border cooperation. Keywords: method, assessment, principle, interregional cross-border cooperation, program and project management. В настоящее время межрегиональное приграничное сотрудничество стало важной составляющей международных связей российских регионов. Действительно, на границе Российской Федерации (то есть в ее приграничных районах) пересекается значительное количество жизненно важных связей: внешнеполитических, экономических, научных, образовательных, культурных и др. Таким образом, можно отметить важность таких исторически сложившихся взаимодействий и в дальнейшем стоит укреплять и расширять уже сложившиеся контакты, используя современные механизмы и принципы взаимодействия. В Европейском союзе межрегиональное приграничное сотрудничество помогает достижению гармоничного территориального развития, влияет на различные темпы экономического развития стран и территорий, различия в доходах и демографические особенности [1]. Изучение процесса управления социально-экономическими проектами и программами межрегионального сотрудничества в условиях приграничного региона затруднено определенными ситуациями, которые нередко носят комплексный характер и поэтому требуют разработки специальных методик изучения [2]. При анализе приграничных связей важным вопросом является разработка методики оценки состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития. Здесь, в первую очередь, речь идет об оценке эффективности социально-экономических проектов и программ межрегионального сотрудничества. Это крайне важно для эффективного развития многих регионов России, таких как Мурманская обл., Республика Карелия, Приморский край, Курская обл. и др. Большое значение это имеет и для Белгородской обл., граничащей с тремя областями Украины - Харьковской, Сумской и Луганской. Ш. Радвилавичюс и Н. Межевич отмечают, что при оценке приграничного сотрудничества важно помнить о том, что она может рассматривать различные направления сотрудничества [3]: • влияние приграничного сотрудничества на социально-экономическое развитие приграничной территории; • программы двустороннего сотрудничества (например, программа ЕИСП); • конкретные проекты. Стоит отметить, что в данном случае оценка - это систематизированное исследование ситуации реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества или ее результатов. Существует несколько видов оценки: базовая оценка, оценка процесса и оценка влияния. На наш взгляд, государственная система оценки должна включать все виды оценки. Процесс обобщения и систематизации имеющихся точек зрения относительно требований к построению эффективной методики оценки состояния реализации межрегиональных программ социально экономического сотрудничества должен основываться на учете следующих принципов. Принцип научной обоснованности предусматривает разработку и совершенствование системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества с учетом достижений современной теории, апробации новых инструментов оценки полученных данных, использования возможностей современных информационных технологий. Принцип объективности. Его суть заключается в необходимости отражения в формируемой информационной базе государственной системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества реальных условий функционирования хозяйственной системы региона и факторов, определяющих ее состояние и перспективы развития. Принцип реалистичности требует, чтобы система показателей, используемых для оценки состояния, динамики и результатов функционирования социально-экономической системы приграничных регионов, могла бы быть снабжена необходимой информацией. Принцип репрезентативности и адекватности информационного обеспечения. Следование этому принципу призвано обеспечить «настройку» системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества на сбор статистически значимых данных, 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz