Север и рынок. 2015, N 4.

генетического потенциала. Для его восстановления потребуется не одно поколение. Таким образом, громадные человеческие и социально-экономические усилия, затраченные несколькими поколениями на освоение северных и восточных территорий, могут оказаться напрасными. Конечно, не всегда это освоение осуществлялось по соображениям экономической, тем более рыночной целесообразности и эффективности. При дешевой, а то и бесплатной рабочей силе экономические мотивы не были главными, преобладали аргументы военно-политического характера. Однако нельзя не видеть, что к настоящему времени в покидаемых населением регионах оказался сконцентрирован значительный производственный и особенно ресурсный потенциал страны. Его возможная деградация негативно скажется на состоянии российской экономики и в ближайшем, и в отдаленном будущем. Такая ситуация требует пересмотра миграционной политики в конкретных регионах применительно к условиям рыночной экономики. Нужна концепция освоения северных регионов. Необходимо также разработать эффективные механизмы обустройства мигрантов в старообжитых регионах России. Сделать это целесообразно в рамках общей (объединенной) программы социально­ демографического возрождения депопулирующих территорий центра и снижения концентрации приезжего населения в приграничных областях [10]. Обеспечение экономической безопасности промышленности должно опираться на существующую правовую базу и проводиться во взаимосвязи с экономическими интересами государства и собственников. Специфические географические, горно-геологические, природно­ климатические особенности северного региона приводят к последствиям (экономическим, социальным, экологическим), которые отражаются на состоянии экономической безопасности как региона в целом, так и субъектов рыночных отношений, а также и на показателях эффективности их функционирования. Процесс обеспечения экономической безопасности промышленности региона можно рассматривать как процесс предотвращения всесторонних ущербов от негативных воздействий по различным аспектам финансово-хозяйственной деятельности, путем оценки реальных и потенциальных внутренних и внешних опасностей и угроз, кризисных ситуаций, а также прочих неблагоприятных факторов. Основой организации, планирования и осуществления практических действий системы обеспечения экономической безопасности является всесторонний анализ концепции угрозы. Основой экономики северных регионов являются природоэксплуатирующие отрасли, поэтому, на наш взгляд, для полноценного развития региона, рационального использования природных ресурсов и улучшения экологической обстановки необходимы долгосрочные инвестиции. Привлечение инвестиций, в том числе и иностранных, влечет за собой необходимость обеспечения экономической безопасности проектов с целью создания наиболее благоприятных условий для инвесторов. К основным внутренним негативным воздействиям, угрожающим промышленному производству, относится состояние основного капитала (основных фондов) в составе корпоративных ресурсов. Рассматривая экономические последствия особенностей Севера и их влияние на обеспечение экономической безопасности промышленности, следует отметить также, что на Севере производится до 20 % национального дохода притом, что на данной территории проживает лишь 8 % населения Российской Федерации. Развитие экономики в северном регионе связано ресурсами. Отрасли, функционирующие в северном регионе, как правило, фондоемкие, с повышенными издержками производства. Обеспечение экономической безопасности финансовых ресурсов промышленного предприятия необходимо рассматривать как процесс прогнозирования и предотвращения всесторонних ущербов от негативных воздействий на экономическую безопасность промышленного предприятия по различным аспектам финансово-хозяйственной деятельности. На основе проведенного анализа обеспечения финансовой безопасности промышленного предприятия выявляются следующие пути совершенствования управленческой деятельности организации в целом и, соответственно, отдельных ее подразделений: создание и организация функционирования службы независимого мониторинга финансовых операций и благонадежности контрагентов; перспективное бюджетирование комплекса мероприятий по обеспечению экономической безопасности; создание компенсационного резерва для покрытия прогнозируемых 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz