Север и рынок. 2015, N 3.

эффективной системы управления и создания благоприятных условий для активизации инновационной деятельности промышленных предприятий, национальной программы фундаментальных исследований Арктики - новой отрасли науки. Ключевые слова: проблемыуправления, инновационное развитие, Арктическая зона Российской Федерации, законодательство, государственное регулирование, международное сотрудничество, арктические страны. INNOVATION DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ARCTIC ZONE; CONDITIONS AND MANAGEMENT PROBLEMS V. A. Tsukerman head of department, Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of RAS, Apatity, Russia E. S. Goryachevskaya researcher, Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of RAS, Apatity, Russia Abstract. Problems of innovative development of the Russian Arctic are examined. It is shown that the uneven socio-economic development of the Russian Arctic is associated with the differences in growth rates of three kinds of interrelated conditions of industrial production; expenditures for research and development; share of innovative goods, works, and services in total amount of shipped goods, works, and services. The existing system of state regulation of activities of the circumpolar countries is analyzed showing the ways and the directions of innovative development of the Russian Arctic zone and improvement of the system of state support from the authorities. Concrete examples of the system of state support for science, technology and innovation activities carried out by the authorities of the Russian Arctic regions are given. The problems of management of development of corporative relations between private and public science and technology sectors in research and development with the use of various tools and mechanisms applied in foreign circumpolar countries are studied. Potentialities and efficient forms of international cooperation in the Arctic are identified. The importance of establishing a mechanism for implementing regional research and innovation programs, being the main form of innovative development of the Russian Arctic, is emphasized. The reasons reducing efficiency of research and innovation programming are revealed. The necessity of development of an efficient management system and creation of favorable conditions for innovation activities of industrial enterprises, the National Basic Research Program of the Arctic - a new branch of science - is shown. Keywords: management problems, innovation development, Russian Arctic zone, legislation, state regulation, international cooperation, the Arctic countries. Отличительной чертой современной России является необходимость перевода экономики страны на инновационный путь развития. Экспортно-сырьевой, перерабатывающий тип национальной экономики неспособен обеспечить достижения желаемых темпов экономического роста. Решение задачи увеличения объема ВВП и усиления конкурентоспособности России на мировых рынках невозможно без формирования высокого инновационного потенциала страны, обеспеченного мощным научным сектором. Для этого необходим механизм управления, позволяющий перестроить все сферы общественных отношений в целях содействия развитию инновационной экономики. Переход к экономике знаний должен сопровождаться созданием в стране системы, позволяющей эффективно трансформировать новые знания в новые технологии (продуктовые, процессные), востребованные на национальных или глобальных рынках [1]. Особое значение имеет решение проблем управления инновационным развитием Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) с учетом специфики территорий, состоящей из четырех видов: области; автономные округа; районы и города [2]. В последние годы появился целый ряд законодательных актов, посвященных социально-экономическому развитию АЗРФ. Это, прежде всего, «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [3]; «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» [4]; Государственная программа социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года [5]. Однако до сих пор отсутствует полноценный федеральный закон «Об Арктической зоне Российской Федерации». Неравномерность социально-экономического развития территорий АЗРФ связана с различиями темпов роста трех видов взаимоувязанных между собой условиями промышленного производства; затратами на исследования и разработки; долей инновационных товаров, работ, услуг от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг. 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz