Север и рынок. 2015, N 3.
степени, чем в целом по стране, присущи городские типы поселений, где доля городского населения составляет 79.5 % при среднем по стране 73.9 %, а в Магаданской и Мурманской областях, Ханты-Мансийском АО превышает 90 % [13, с. 79-83]. Таблица 2 Число муниципальных образований в регионах Севера на 1 января 2014 г. Регионы Муниципальные образования Всего в т.ч. по типам: городские округа муницип. районы городские поселения сельские поселения Республика Карелия 126 2 16 22 86 Республика Коми 194 5 15 15 159 Архангельская область 226 7 19 20 180 Ненецкий АО 21 1 1 1 18 Мурманская область 40 12 5 13 10 Ханты-Мансийский АО 106 13 9 26 58 Ямало-Ненецкий АО 55 6 7 6 36 Республика Саха 445 2 34 48 361 Камчатский край 66 3 11 5 47 Магаданская область 48 1 8 18 21 Сахалинская область 22 18 1 2 1 Чукотский АО 45 1 6 7 31 Всего по Северу 1394 71 132 183 1008 Российская Федерация 22777 520 1815 1660 18525 ПРИМЕЧАНИЕ. Составлено автором на базе данных Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks.ru/. Социально-экономические особенности каждого конкретного региона также влияют на формирование типов муниципальных образований. Например, для республик Карелия и Саха, Камчатского края и Магаданской области характерна большая протяженность земель и низкая транспортная доступность. Данные особенности определяют специфику формирования муниципальных образований в качестве муниципальных районов. Для Мурманской и Сахалинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, в основном специализирующихся на добыче полезных ископаемых, в большей степени характерно образование городских округов. Преобладание концентрации населения в городах обусловлено характером промышленного освоения природных ресурсов на северных территориях, что определило образование моногородов, экономическая активность которых связана с градообразующими предприятиями. Согласно утвержденному Перечню монопрофильных муниципальных образований [14], из 342 моногородов России в регионах Севера находятся 59. Доля данных городов в общем количестве по стране составляет 17.3 %, а их доля в общем количестве поселений Севера в 1.8 раза превышает среднероссийский уровень. Монопрофильность города в условиях рыночной экономики часто приводит к возникновению разного рода социально-экономических рисков, таких как сокращение численности населения, увеличение дефицита бюджета, безработица. Города такого типа первыми среди муниципальных образований столкнулись с трудностями и проблемами, связанными с реформированием экономики, смещением функций управления и ответственности за принимаемые решения на муниципальный уровень. Кроме того, наличие крупных промышленных предприятий на территории города приводит к ухудшению экологической обстановки, влияющей на здоровье населения, к высокой дифференциации по уровню жизни и оплаты труда как между муниципальными образованиями, так и в различных секторах экономики. Однако моногорода являются довольно привлекательными для различного рода инвестиций, что в большинстве случаев связано с реализацией нефтегазовых проектов, разработкой новых месторождений, развитием перерабатывающей промышленности [15, c. 22-28]. Вместе с тем, несмотря на их инвестиционную привлекательность, пополнение бюджета от реализации подобных проектов происходит в основном на федеральном и, в меньшей степени, на региональном уровнях, а в местные бюджеты поступают лишь незначительные финансовые отчисления. Анализ местных бюджетов в регионах Севера показал, что большинство из них дефицитны. С профицитом 2014 г. закончили только Камчатский край и Чукотский АО (табл.3). Дополнительную нагрузку на бюджет и социально-экономическое положение муниципальных образований Севера оказывают повышенные затраты на жизнеобеспечение, вызванные экстремальными климатическими условиями, транспортной удаленностью от экономических центров и неразвитостью 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz