Север и рынок. 2015, N 3.
Keywords : innovative activities of enterprises, innovative goods, cost of technological innovations, the North and the Arctic regions, GRP per capita, efficiency of technological innovations Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям. Инновационная активность организации показывает степень участия организации в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов. Росстат определяет уровень инновационной активности организаций как отношение числа организаций, осуществлявших технологические, организационные или маркетинговые инновации, к общему числу обследованных за определенный период времени организаций в стране, отрасли, регионе. Предприятия могут осуществлять различные виды инноваций, в первую очередь - технологические инновации, результатом которых является получение нового или усовершенствованного продукта или услуги; получение нового или усовершенствованного процесса или способа производства товаров и услуг. Также предприятия могут осуществлять организационные инновации, маркетинговые инновации и т. п. В этих случаях итогом являются новые методы ведения бизнеса, организации рабочих мест, внешних связей, новые или улучшенные маркетинговые методы (улучшение дизайна товара, новые методы продаж, новые методы представления и продвижения товара на рынке и т.п.), нововведения, направленные на повышение экологической безопасности и др. [1]. Под технологическими инновациями подразумеваются инновации, получившие воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства услуг, используемых в практической деятельности. Конечной целью организационных инноваций является реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей; маркетинговых инноваций - реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, касающихся изменений в дизайне и упаковке товаров, работ, услуг, использования новых методов продаж, презентации, продвижения товаров, работ, услуг [2]. Инновационная активность предприятий в отдельно взятом регионе должна иметь тенденцию к ежегодному увеличению с определенным темпом роста. Резкие изменения инновационной активности говорят о том, что предприятия региона не заинтересованы в постоянных инновационных разработках, инновационная активность ими проявляется для достижения какого-то определенного результата, эффекта в текущем периоде, а не для достижения постоянного экономического роста. По данным Росстата, в 2000-2013 гг. инновационную активность в целом по Российской Федерации проявляли от 8.5 до 10.4 % предприятий. Для федеральных округов, инновационная активность предприятий в исследуемом периоде изменяется от 5 до 14 %. В регионах Российской Федерации в 2000-2013 гг. инновационная активность предприятий в разные годы не превышает 20-25 %, за исключением Пермского края и Магаданской области, в которых в отдельные годы инновационная активность достигает 30-35 %. В регионах Российской Федерации инновационная активность предприятий может изменяться по-разному: в разные годы возможен как рост инновационной активности предприятий, так и спад по сравнению с предыдущим годом [3-5]. Проводя различные исследования и разработки, нацеленные на получение нового или обновленного продукта или услуги, способа их производства, разработки или улучшения технологии, предприятие производит затраты, которые в дальнейшем компенсируются за счет производства и реализации инновационного продукта или использования инновационной технологии. Научные исследования и разработки требуют в большинстве случаев вложения больших средств и не всегда такие вложения приносят положительный результат за определенный срок. Предприятия в большинстве случаев осуществляют технологические инновации, результатом которых являются инновационные товары, работы, услуги, подвергшиеся различным технологическим изменениям. Отношение объема произведенных инновационных товаров на затраты на технологические инновации показывает эффективность технологических инноваций. Данный показатель в отдельно взятом регионе должен быть больше единицы, так как затраты на инновации должны окупаться за счет реализации инновационных товаров и иметь тенденцию к ежегодному росту. Однако необходимо иметь в виду, что затраты на технологические инновации могут окупаться в течение достаточно длительного срока, и данный показатель носит относительный характер за исследуемый период. В современных условиях возможна ситуация, когда жизненный цикл инновации может быть меньше, чем необходимый срок для окупаемости вложенных средств. Эффективность технологических инноваций, рассчитываемая как отношение объема инновационных товаров к затратам на технологические инновации за текущий год, в первую очередь, 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz