Север и рынок. 2015, N 3.

по сравнению с другими альтернативными видами значительно более благоприятно с точки зрения роста тарифа в послеинвестиционный период [9]. Препятствует модернизации высокая стоимость привлеченного финансирования, поэтому необходимы компенсационные меры государственной поддержки в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам для проектов, включенных в региональные программы развития энергетики. Для всех регионов первоочередной задачей является формирование эффективной системы управления в теплоснабжении с привлечением частного бизнеса. Преобразования в организационно-экономическом механизме управления теплоснабжением региона могут осуществляться на основе различных моделей: госконтракты, аренда, концессия, акционирование, совместные предприятия, из которых наиболее перспективной формой государственно-частного партнерства в управлении муниципальным тепловым хозяйством является концессия [10]. «Концессионная модель интересна тем, что она объединяет операционную деятельность с инвестициями. Муниципалитет сохраняет право собственности на активы, но делегирует концессионеру право на обслуживание этих активов и на увеличение их стоимости. Концессионер берет на себя долгосрочное обязательство по модернизации инфраструктуры. Концессия также позволяет построить комплексную инвестиционную программу, которая не ограничивается нишами с высокой рентабельностью, а охватывает систематическое обновление всех активов» [11]. Необходимым условием повышения эффективности управления теплоэнергетическим комплексом муниципальных образований становится объединение объектов теплоснабжающей инфраструктуры, находящихся в эксплуатации у множества мелких организаций под ведением крупных компаний-операторов [10]. Этот процесс проходит во всех регионах ЕСР, особенно, в отношении муниципального теплового хозяйства в сельских районах - создаются организационные структуры регионального или межмуниципального уровня для согласованного управления деятельностью разрозненных теплоснабжающих предприятий, консолидация активов позволяет поддерживать малорентабельное производство, обеспечивает финансовую стабилизацию и концентрацию ресурсов для необходимой реновации. Следует отметить ограниченность публичной информации (официальной отчетности госструктур, презентаций и пресс-релизов, опубликованных на сайтах администраций) о результатах реализации региональных госпрограмм, о внедрении пилотных проектов и инновационных технологий в регионах. Как правило, широко освещаются планы и намерения, и в меньшей степени - достигнутые результаты. Недостаток информации не способствует развитию инвестиционных процессов, тиражированию успешных проектов и активизации межрегионального взаимодействия по общим проблемам развития энергетической инфраструктуры. Выполненный анализ показал, что в теплоснабжении рассматриваемых регионов ЕСР имеется значительное количество общих проблем развития и задач управления, для решения которых, несомненно, полезным будет межрегиональное взаимодействие и обмен опытом. Основными направлениями сотрудничества являются: • выбор приоритетных технологий, практика реализации лучших проектов, оптимальные схемы финансирования модернизации теплоснабжения; • выбор эффективных технологий и усиление государственной поддержки развития систем энергоснабжения сельских населенных пунктов; • формирование общей информационной базы по результатам реализации инвестиционных проектов в коммунальной энергетике и энергосбережении (для поиска успешной практики, исключения повторения неудачных проектов); • опыт реализации и сбалансированные меры поддержки биоэнергетики; • развитие государственно-частного партнерства в муниципальной энергетике; • решение проблем тарифных диспропорций и их бюджетного субсидирования; • оптимизация бюджетной нагрузки в распределении средств на субсидии и инвестиции в энергетическую инфраструктуру; • опыт строительства и эксплуатации энергоустановок, использующих возобновляемые энергоресурсы. Литература 1. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz