Север и рынок. 2015, N 3.

станция - ООО «Биоэнергетическая компания» еще строится, и в настоящее время проект находится в стадии завершения (электрической мощностью 4.3 МВт, тепловой - 15 МВт). Если первый проект реализован на собственные средства владельца, то для реализации проекта «Биоэнергетической компании» привлекались средства внебюджетного фонда энергосбережения (911 млн руб.), который формируется за счет поцентной надбавки к энергетическим тарифам. Из опубликованных данных очевидно, что удельная стоимость таких мощностей весьма высокая, но к сожалению, публично не освещаются планируемая эффективность их эксплуатации и достигнутые результаты. Между тем, информация о положительном опыте эксплуатации новых энергообъектов, об их энергетической и экономической эффективности необходима для дальнейшего развития этого направления в регионах ЕСР. Распространенной проблемой теплоснабжения является замена неэффективных мелких отопительных котлов на твердом топливе, обслуживающих, как правило, социальные объекты и административные здания в сельских населенных пунктах. Из числа альтернативных решений осуществляется замена на пеллетные котлы или перевод на автономные системы электроотопления. Несомненно, эти варианты более привлекательны по трудоемкости обслуживания, но все же являются дорогостоящими по инвестиционным и эксплуатационным затратам (высокая стоимость этих энергоресурсов, электроотопление требует дополнительных затрат в усиление электросетей). В частности, в докладе Минэнерго и ЖКХ Мурманской области* отмечено, что при действующей в электроэнергетике системе ценообразования выработка тепла на электрокотельных оказывается дороже, чем на котельных, использующих привозной мазут или уголь, а безубыточная деятельность электрокотельных может быть обеспечена при цене электрической энергии не выше 95 коп / кВ тч . В Республике Коми перевод потребителей на автономное электроотопление также не является экономически и энергетически эффективным решением. Теплоснабжающей организацией оно обосновывается снижением ущерба - ликвидацией неэффективной котельной, но для потребителей фактическая стоимость отопления (или потребность в бюджетных субсидиях) может возрасти. Электроэнергия является наиболее дорогим энергоресурсом, с низким к.п.д. производства и высокими потерями передачи, а использование её на цели отопления - самый энергорасточительный и дорогостоящий вариант теплоснабжения: при стоимости электроэнергии 3-5 руб/кВтч. только энергетическая составляющая стоимости 1 Гкал составит 3.6-5.9 тыс. руб., а энергетическая эффективность такого преобразования будет очень низкой - коэффициент полезного использования первичной энергии топлива составит не более 30 %. Вариант установки мелких котлов на древесных пеллетах для автономного теплоснабжения становится экономически привлекательным в случае использования надежного и близрасположенного производителя этого топлива и недорогой его стоимости, что в настоящее время достигается, как правило, только за счет бюджетного субсидирования производителя или потребителя ресурса. Задачи регионального управления Анализ утвержденных региональных и муниципальных документов по развитию энергетической инфраструктуры показал их недостаточную проработанность а, нередко, и формальность содержания: отсутствуют аргументы выбора планируемых проектов, показатели эффективности, объемы необходимых инвестиций, источники обеспечения, меры поддержки. Основные причины недостаточной проработанности программ заключаются в фрагментарности деятельности по планированию и программированию развития, в отсутствии информационного и аналитического «задела» - предпроектных оптимизационных исследований и обоснований на региональном и муниципальном уровне, в результате которых должны разрабатываться комплексные схемы развития энергетической инфраструктуры во взаимосвязи подсистем электр-тепло-и газоснабжения [8]. Значительные финансовые средства из бюджетов регионов ЕСР направляются на поддержание нормального эксплуатационного процесса теплоснабжения в виде компенсации операционных затрат, невозмещаемых из тарифных источников, и в гораздо меньшем объеме инвестируются в технологическую модернизацию, тогда как проблема масштабного обновления отрасли в современных условиях не может быть решена без государственных инвестиций. Институциональные условия не стимулируют привлечение частных инвестиций: для их коммерческой эффективности тарифные источники недостаточны из-за вводимых ограничений роста тарифов и низкой платежеспособности большинства населения. Бюджетное финансирование реформирования теплоснабжения населения *http://minenergo.gov-murman.ru/about/rezult/drond.php. 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz