Север и рынок. 2015, N 3.
в рамках госпрограммы «Развитие энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014-2020 годы)», согласно которой за 7-летний период инвестиции непосредственно на проекты модернизации теплового хозяйства составят 6.8 млрд руб. из которых бюджетных 0.7 млрд руб., и на субсидии для теплоснабжающих организаций, обусловленные тарифным регулированием, запланировано израсходовать из областного бюджета 12.8 млрд руб. В Мурманской области поддержка сферы теплоснабжения осуществляется посредством региональной госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики». В ней планируемый объем бюджетных средств, направляемых на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, составляет 11.6 млрд руб. в период 2014-2020 гг., а инвестиции в проекты развития источников и систем теплоснабжения оцениваются в объеме 6.5 млрд руб. внебюджетных средств. В настоящее время осуществляется разработка «Комплексной программы модернизации объектов теплоснабжения областной и муниципальной собственности в целях оптимизации структуры топливного баланса Мурманской области на 2014-2020 годы» В Республике Коми финансовая поддержка сферы теплоснабжения осуществляется в основном в виде компенсаций диспропорций тарифного регулирования, которые запланированы в объеме 4.2 млрд руб. в период 2014-2017 гг. согласно ГП РК «Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности». В Республике организовано ГБУ «Управление государственного резерва топливно-энергетических ресурсов Республики Коми», которое за счет средств республиканского бюджета создает резерв топлива для сельских теплоснабжающих организаций, реализует его по утверждаемым ценам, что позволяет стабилизировать ценовую ситуацию и снизить тарифы на отопление в сельских населенных пунктах. Дополнительные, но менее затратные меры господдержки, включенные в вышеназванные программы, связаны с энергосбережением, в том числе в теплоснабжении: выделение средств из областных и региональных бюджетов на софинансирование проектов энергосбережения муниципалитетов и подведомственных учреждений, финансирование разработки технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, проведение научно-исследовательских работ и экспертизы, обучение специалистов. Опыт реализации программ (согласно опубликованным отчетам) показывает, что невыполнение запланированных проектов связано с низким качеством разрабатываемых программ и проектов муниципального уровня, с отсутствием средств в бюджетах муниципальных образований на разработку проектной документации и обеспечение софинансирования реализации проектов, с нехваткой инвестиционных ресурсов у теплоснабжающих организаций из-за ограничений тарифного регулирования и растущих объемов неплатежей. Улучшению предпрограммной подготовки проектных инициатив должны способствовать установленные нормативные требования по обязательности утверждения схем теплоснабжения для городов и крупных поселений. Для сельских муниципалитетов качество разработки схем и программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры и предпроектных обоснований планов модернизации теплового хозяйства во многом зависит от организационной и финансовой поддержки таких работ со стороны региональных ведомств. Для выбора проектов, включаемых в программы, первостепенное значение имеет наличие качественного обоснования необходимости их реализации с достоверной оценкой их оптимальности в сравнении с альтернативными решениями, показателями экономической и бюджетной эффективности. Направления развития Для обновления систем теплоснабжения требуется замена большого количества устаревшего котельного оборудования и изношенных сетей современными аналогами или альтернативными технологиями. В условиях множества однотипных объектов, нуждающихся в реконструкции, важна углубленная проработка тиражируемых решений для выбора действительно высокоэффективных проектов модернизации. Необходимо сформировать принципиальную концепцию реконструкции на основе глубокого и всестороннего анализа состава и характеристик существующих котельных, способов сжигания твердого топлива и номенклатуры серийно выпускаемых отечественных котлоагрегатов [3]. Особое внимание при планировании модернизации теплоснабжающих систем должно уделяться выявлению резервов энергоэффективности потребления и снижению чрезмерных потерь в сетях (которые, например, в большинстве сельских районов Республики Коми составляют более 25 %, а в двух - превышают 40 % отпуска тепла! [4, с. 20]). Программа реформирования системы теплоснабжения региона или муниципального образования должна быть комплексной, при этом 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz