Север и рынок. 2015, N 3.

бумаг, в то же время местные органы власти ограничивают возможности их выпуска. Такие ограничения закреплены в следующих законах: 1. Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 г. Согласно ст. 107 предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный годовой объем доходов местного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. 2. Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 136 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Согласно закону, эмиссия муниципальных ценных бумаг допускается только в случае утверждения органом местного самоуправления бюджета на текущий финансовый год: 1) предельного размера соответствующего муниципального долга; 2) предельного объема заемных средств, которые могут быть направлены на финансирование дефицита бюджета или программ развития муниципального образования. При этом предельный объем заемных средств на указанные цели не должен превышать 15 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также без учета привлеченных заемных средств. Предельный объем расходов на обслуживание долга муниципального образования в год не должен превышать 15 % объема расходов бюджета соответствующего уровня. Исходя из данных ограничений в нынешней экономической ситуации, на фоне сокращения налоговых доходов и в условиях высокого дефицита муниципальных бюджетов, большинство муниципалитетов лишены возможности привлечения заемных средств. На местном уровне это приводит к тенденции отказа от инвестиционных расходов в пользу текущих - различных социальных выплат, текущего ремонта инфраструктуры и т. д. Однако это означает постоянное увеличение текущих расходов. Кроме финансовых ограничений на возможности муниципалитетов в развитии инвестиционной деятельности, оказывает влияние законодательное регулирование правоотношений в сфере муниципальной собственности, которое определяет границы ее использования, а также полномочия местных органов власти по управлению и распоряжению муниципальным имуществом. Согласно законодательству, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное исключительно для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий муниципальных органов власти, т. е. наличие определенных видов муниципального имущества, а также осуществление хозяйственной деятельности организациями муниципальной формы собственности определяются целями муниципального образования и полномочиями органов местного самоуправления. Кроме финансовых и законодательных ограничений на цели, задачи и методы управления инвестиционной деятельностью на муниципальном уровне оказывает влияние и ряд особенностей [11]: • высокий уровень дифференциации по уровню социально-экономического развития, зависящий от географического положения, наличия природных ресурсов, административных факторов; • ограниченные возможности местных бюджетов; • низкая степень законодательного регулирования в области инвестиционных отношений, связанная преимущественно с разграничением полномочий между различными уровнями власти; • градообразующий характер большинства инвестиций, имеющих (кроме финансово-экономической) важную социальную направленность; • значительное количество неиспользуемой муниципальной собственности; • недостаток кадровых ресурсов в местных администрациях, что требует привлечения специалистов из других областей управления и не позволяет в полной мере концентрироваться на реализации перспективных решений. Региональный фактор и специфические условия территории также оказывают значительное влияние на функционирование и социально-экономическое развитие муниципалитетов, их инвестиционные возможности. Среди всех регионов России в особую группу выделяется Север, который является не только географическим понятием, но и нормативно-правовым. Существует законодательно закрепленный Перечень регионов [12], относящихся к районам Крайнего Севера и к приравненным к ним местностям, а также особый порядок их законодательного регулирования. Общее число муниципалитетов в северных регионах на 1 января 2014 г. составляло 1394, или 6.1 % от общего числа муниципальных образований в целом по стране (табл.2). Региональная специфика Севера усиливает влияние факторов на цели и задачи, проводимой муниципальной инвестиционной политики. Так, например, создание определенных типов муниципальных образований в северных регионах обусловлено формированием большого количества поселений в местах разработки месторождений. При этом для регионов Севера в большей 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz