Север и рынок. 2015, N 3.

• Большое количество мелких муниципальных котельных. • Значительная доля неэффективного теплоснабжения, особенно, в малых населенных пунктов. • Низкий к.п.д. котельных, высокие потери в сетях. • Применение льготных тарифов ниже установленных экономически обоснованных цен на тепловую энергию теплоснабжающих организаций. • Необходимость бюджетного субсидировании коммунального теплоснабжения. • Высокая стоимость теплоснабжения, потребительские цены на отопление жилой площади в 1.7-1.3 раза выше среднероссийских, наибольшие в Мурманской области, наименьшие в Карелии. Региональные особенности теплоснабжения связаны с различной обеспеченностью первичными энергоресурсами, с уровнем развития газотранспортной системы и нетопливной генерации, с локальной конкурентоспособностью альтернативных технологий, с разными объемами бюджетной поддержки. Региональные различия проявляются в следующих особенностях. • Высокая доля использования мазутного топлива в котельных Мурманской и Архангельской областей, Республики Карелия. • Значимые объемы (более 200 тыс. т у. т.) использования местного биотоплива (топливная древесина, торф) в муниципальном теплоснабжении Республики Карелия, Архангельской области. • Ежегодные бюджетные субсидии теплоснабжающим организациям на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию составляют по регионам от 2 до 0.4 млрд руб., наибольшие в Мурманской области, наименьшие в Карелии. • Диспропорции между фактическими себестоимостью теплоснабжения и тарифами для населения - абсолютная разность между экономически обоснованной стоимостью и тарифами для населения наибольшая в Мурманской обл., наименьшая в Карелии. В соответствии с выделенными особенностями текущего состояния теплоэнергетической инфраструктуры общими задачами ее развития в регионах являются: повышение эффективности и надежности, снижение потерь; модернизация энергоисточников и тепловых сетей; замещение неэффективного теплоснабжения; развитие сельской и малой энергетики, использование местных энергоресурсов, сокращение тарифных диспропорций. Наличие одинаковых целей и задач должно стимулировать межрегиональный обмен опытом и интеграционные взаимодействия для совместного поиска и реализации оптимальных решений. Региональные программы В Карелии реализуется программное управление с четкой целевой направленностью на модернизацию теплоснабжения: выполняются долгосрочные целевые программы «Реконструкция, техническое перевооружение и строительство объектов теплоэнергетики на территории Северного Приладожья Республики Карелия на период до 2027 года» и «Модернизация объектов коммунальной энергетики северных территорий Республики Карелия на период до 2018 года» (подпрограммы в госпрограмме Республики Карелия «Энергосбережение, энергоэффективность и развитие энергетики Республики Карелия» на 2015-2020 годы.). Отличительным подходом в этих программах является принятая схема финансирования с целью минимизировать рост тарифов: предполагается реализация проектов арендатором за счет собственных или заемных средств, затем в течение 12 лет возврат инвестиционных затрат ежегодными бюджетными субсидиями. Общая сумма бюджетного финансирования этих программ запланирована в объеме 3.9 млрд руб. В результате должно быть обеспечено обновление не менее трети действующих муниципальных котельных и тепловых сетей. В Архангельской области в 2014 г. принята «Концепция развития локального теплоснабжения на территории Архангельской области до 2030 года». В ней перспективным путем реновации коммунальной энергетики определено развитие биоэнергетики и газификация. Модернизацию предусматривается осуществлять на принципах государственно-частного партнерства. В этом документе потребность в финансовых ресурсах для достижения целевых показателей развития локального теплоснабжения оценивается в 27 млрд руб. Указанные средства необходимы для модернизации и капитального ремонта 640 котельных общей мощностью 1658 МВт (16 % тепловых мощностей региона), и 1142 км (64 %) тепловых сетей в двухтрубном исчислении). Модернизацию планируется осуществить путем реализации долгосрочных инвестиционных программ теплоснабжающих организаций, а вложенные средства учитывать при установлении тарифов на тепловую энергию. Прямая финансовая и организационная поддержка развития теплоснабжения осуществляется 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz