Север и рынок. 2015, N 3.

в сельских муниципалитетах регионов ЕСР наиболее дорогостоящее и технологически отсталое теплоснабжение. В городах и городских поселениях тепловое хозяйство находится, как правило, в ведении крупных частных энергетических компаний, которые потенциально лучше обеспечены инвестиционными ресурсами для модернизации, нежели мелкие муниципальные теплоснабжающие предприятия в сельских поселениях. Показатели теплоснабжения в регионах ЕСР, 2013г.* Показатели Мурманская обл. Республика Карелия Архангельская обл. НАО Республика Коми Произведено тепловой энергии, млн Гкал 11.5 7.3 20.2 0.7 18.7 Отпущено потребителям, млн Гкал 8.1 4.6 12.0 0.3 9.1 Суммарная мощность котельных, тыс. Гкал/ч 5.7 3.1 8.8 0.2 5.7 Протяженность тепловых сетей, тыс. км 1.2 1.0 1.8 0.1 2.2 Удельные показатели на душу населения: мощность котельных, Гкал/ч/ тыс. чел 7.3 4.9 7.7 4.2 6.5 производство тепловой энергии, тыс. Гкал/чел 14.9 11.5 17.6 16.3 21.4 отпущено тепловой энергии, тыс. Гкал/чел 10.5 7.3 10.4 7.0 10.4 Доля жилой площади, оборудованной отоплением, м2 98.6 69.2 63.6 92.1 80 Тарифы на тепловую энергию с 1.07.2014 г., руб/Гкал средний региональный (без НДС) 2333 1836 2415 2603 1523 максимальный в категории потребителей: население (с НДС) 4928 4059 2033 2832 3161 прочие (без НДС) 10405 5431 5323 14367 6159 *По данным Росстата и региональных администраций. Общими проблемами систем теплоснабжения являются: высокий уровень морального и физического износа оборудования источников и сетей; низкая эффективность использования топлива; отсутствие приборного учета потребления тепловой энергии; наличие дебиторской задолженности у ресурсоснабжающих организаций; высокая доля использования мазута в качестве топлива для выработки тепловой энергии. Характерно постоянное превышение экономически обоснованной стоимости потребляемой теплоэнергии над устанавливаемым тарифом [2]. На компенсацию теплоснабжающим организациям недополучаемых в результате тарифного регулирования доходов ежегодно расходуются значительные бюджетные средства - более 5.5 млрд руб. в 2014 г., или около 10 % общего объема рынка услуг теплоснабжения. Но выделяемые объемы компенсаций недостаточны, так как большинство теплоснабжающих предприятий остаются низко рентабельными или убыточными. Неудовлетворительное финансовое состояние в теплоснабжении усугубляется нарастающими объемами задолженности потребителей. В таких условиях возможность выделения собственных средств на инвестиции в технологическую модернизацию минимальна. Бюджетная поддержка теплоснабжения осуществляется в рамках государственных программ, как правило, формата «энергосбережение и развитие энергетики». При этом прямые бюджетные инвестиции в реконструкцию и новое строительство муниципальных систем теплоснабжения существенно уступают упомянутым выше объемам ежегодного тарифного субсидирования. Так как бюджетными субсидиями возмещается часть тарифной выручки теплоснабжающих организаций, включающей как эксплуатационные издержки, так и инвестиционные затраты, о недостаточности последних с очевидностью свидетельствует предшествующая динамика низких темпов обновления производственных мощностей в теплоснабжении при сопоставимых объемах бюджетной поддержки. В общем, бюджетная помощь оказывается в основном текущей эксплуатационной деятельности, а не модернизации. Итак, общими свойствами теплоснабжающей инфраструктуры в регионах ЕСР являются: • Значительный износ оборудования, устаревшие технологии. • Использование дорогостоящего топочного мазута для производства тепловой энергии. 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz