Север и рынок. 2015, N 3.

преодоление технологической отсталости сельской энергетики, внедрение государственно-частного партнерства в муниципальной энергетике, замещение дорогостоящего котельного топлива, рациональное использование местных и возобновляемых энергоресурсов, повышение качества планирования и программного управления. Наличие одинаковых целей и задач должно стимулировать межрегиональный обмен опытом и интеграционные взаимодействия для выработки концептуальных основ масштабного технологического обновления. Определены важнейшие направления модернизации теплоснабжения, основы эффективного регионального управления и приоритеты межрегионального сотрудничества в данной области. Ключевые слова: регионы Европейского Севера России, энергетическая инфраструктура, теплоснабжение, региональное управление, программы развития, модернизация. HEAT SUPPLY DEVELOPMENT CHALLENGES IN REGIONS OF THE RUSSIAN EUROPEAN NORTH L. V. Chajka senior researcher, PhD (Econ.) Institute of Socio-Economic and Energy Problems of the North of Komi Science Centre, Ural Branch of RAS, Syktyvkar Abstract . The article describes development challenges of heat supply systems in the regions of the Russian European North on the basis of analysis of the strategic planning and program management documents, statistical and reporting information. The common and distinctive regional properties of the heat supply infrastructure are highlighted, according to which management of their development includes both general and special decisions when choosing modernization priorities and mechanisms for their implementation. The main objectives of regional management of heat supply development include: solving the tariff imbalances problem, ensuring investment resources for modernization programs and projects, overcoming the technological backwardness of rural energy supply, introduction of public- private partnerships in the municipal energy supply sector, replacement of expensive boiler fuel, rational use of local and renewable energy resources, and improving the quality of planning and program management. Наличие одинаковых целей и задач должно стимулировать межрегиональный обмен опытом и интеграционные взаимодействия для выработки концептуальных основ масштабного технологического обновления. Определены важнейшие направления модернизации теплоснабжения, основы эффективного регионального управления и приоритеты межрегионального сотрудничества в данной области. The identical objectives and tasks should stimulate interregional exchange of experience and integration interactions for elaboration of conceptual basics for large-scale technological renovation. The major directions of heat supply modernization, the basics of efficient regional management and the priorities for interregional cooperation in this area are identified. Keywords: regions of the Russian European North, energy infrastructure, heat supply, regional management, development programs, modernization. Стратегическими целями энергетической политики России в области теплоснабжения являются: кардинальное повышение технического уровня систем теплоснабжения, сокращение непроизводительных потерь тепла и расходов топлива; обеспечение управляемости, надежности, безопасности и экономичности теплоснабжения; снижение негативного воздействия на окружающую среду [1]. В силу пространственной дифференциации энергоэкономических условий, реализация стратегических положений на региональном уровне объективно должна включать как общие, так и частные решения в выборе приоритетов и первоочередных задач модернизации. Поэтому важен согласованный выбор концептуальных основ модернизации, учитывающий особенности территориального развития энергетической инфраструктуры. В регионах Европейского Cевера России (ЕСР) - Мурманской области, Республики Карелии, Архангельской области, Ненецкого автономного округа и Республики Коми - состояние систем теплоснабжения имеет сходные свойства и различия. Обзорный анализ региональных стратегических и программных документов, определяющих задачи и механизмы развития энергетической инфраструктуры регионов, позволил выделить общие проблемы и приоритетные задачи развития теплоснабжения, обобщить управленческие решения, планируемые и реализуемые в регионах ЕСР. Ситуационный анализ Созданный производственный потенциал теплоснабжения ЕСР на душу населения выше среднероссийского уровня в среднем в 1.7 раза. В каждом регионе тарифы на тепловую энергию территориально существенно дифференцированы (табл.) в зависимости от технико-экономических условий локальных систем теплоснабжения. Наиболее низкие экономически обоснованные тарифы имеют муниципалитеты, объекты теплоснабжения которых работают на природном газе, наиболее высокие - малые сельские населенные пункты с сезонной или удаленной доставкой топлива. Именно 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz