Север и рынок. 2015, N 3.
посвященной экономическим аспектам внедрения НДТ, только перечисление затрат, которые необходимо учитывать при внедрении НДТ, заняло почти 4 страницы [16, 17]. Мы разделяем мнение Т. В. Сокорновой и всей группы авторов этой статьи, что «экономическая эффективность крайне важна при определении НДТ, и в этом отношении полезно выяснить, какая из технологий обеспечивает наибольшие экологические выгоды при наименьших финансовых затратах» [17, с. 45]. Разработчики «Методических рекомендаций», напротив, считают, что в контексте определения НДТ использование подхода экономической эффективности не является исчерпывающим, но ранжирование вариантов НДТ по мере возрастания экономической эффективности является полезным, например, чтобы исключить варианты, которые необоснованно дороги по сравнению с полученной экологической выгодой [8]. По нашему мнению, бесспорно, эта проблема особенно актуальна для арктических регионов, где производства размещены в малонаселенных местностях и поддержание в них жизнедеятельности требует повышенных затрат. Затраты на внедрение новой технологии в природоэксплуатирующих компаниях составляют от нескольких сотен миллионов рублей до нескольких миллиардов долларов без учета убытков предприятия на период остановки производства для его модернизации. Даже для самых крупных компаний эти затраты в совокупности с затратами, которые они несут по социальной ответственности перед населением региона, весьма ощутимы. Кроме того, умаление при выборе НДТ критерия «экономическая эффективность внедрения и эксплуатации» противоречит идее самой реформы экологического управления, которая заключается в стимулировании перехода хозяйствующих объектов на НДТ. Положительное стимулирование означает государственную поддержку внедрения технологий для устранения негативного воздействия на природу экологически опасных предприятий, то есть софинансирование их внедрения. В связи с этим не только хозяйствующим субъектам важно иметь представление об экологической эффективности НДТ, выраженное в стоимостных показателях, но оно необходимо и органам государственного экологического управления для принятия правильных решений. Конечно, в период кризисного дефицита бюджетов всех уровней предприятиям трудно надеяться на государственную поддержку. Однако государственная поддержка будет обязательно оказываться разработке перспективных технологий, научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам. Об этом, в частности, свидетельствует осуществляемая в настоящее время разработка государственной программы «Научные исследования в интересах развития Арктической зоны РФ на период 2016-2020 годы и на перспективу до 2025 года», в состав мероприятий которой в приоритетном порядке включены разработки технологий для предприятий, инвестиционные проекты которых будут реализовываться на территории Арктики. В связи с этим актуальным направлением научных экономических исследований в интересах развития Арктической зоны должно стать исследование экономических аспектов внедрения наилучших доступных технологий. Литература 1. Федеральный закон о т 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». 2. Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты. Разработана в соответствии с приказом Госкомприроды СССР от 3 января 1989 г. // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». 3. Директива Совета Европейского Союза 96/61/EC от 24 сентября 1996 г. «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений». URL: http://www.law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1375085. 4. Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2014 N 398-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы наилучших доступных технологий и внедрение современных технологий» // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». 5. Постановление Правительства РФ от 23.12.2014 № 1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям» // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». 6. Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий» // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz