Север и рынок. 2015, N 3.

плана природоохранных мероприятий по снижению негативного воздействия [2]. В этих планах содержатся показатели снижения объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в натуральном выражении, однако отсутствует их увязка с технологическими показателями, то есть с их объемами в расчете на единицу времени или на единицу производимой продукции. Таким образом, любое достигнутое снижение объемов загрязняющих веществ за счет природоохранных мероприятий всегда незначительнее, чем при применении технологий с наименьшими технологическими показателями. Показатели объемов выбросов и сбросов в расчете на единицу времени или на единицу производимой продукции имеют несколько существенных недостатков. Их определение крайне затруднено для предприятий, выпускающих несколько видов основной продукции, или в случае, когда показатели объемов продукции являются коммерческой или государственной тайной, а также, если предприятие представляет собой комбинат, на котором применяются сразу несколько технологий смежных отраслей, например, добывающей и химической. Одно можно утверждать бесспорным, что при росте объема основной продукции объем загрязняющих веществ в расчете на единицу продукции будет сокращаться только в двух случаях: при изменении основной технологии и технологий защиты окружающей среды. Отсюда следует, что при внедрении в практику экологического нормирования технологических нормативов природоохранные органы, наконец, получают возможность стимулировать природоохранную деятельность предприятий, которая необходима для достижения целей охраны окружающей среды, а не является ее фальсификацией или профанацией. Вдобавок можно ожидать повышения эффективности государственного экологического управления и сокращения расходов на деятельность с несущественным результатом, особенно, по таким направлениям, как: проектирование и установление нормативов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, экологический надзор и экологическая экспертиза. Технологии с наименьшими технологическими показателями выбросов и сбросов называются «наилучшими», для них характерны и наилучшие экономические показатели (производительность труда, себестоимость, коэффициенты материалоемкости продукции и др.). Это абсолютно верно для технологий, применяемых в странах Европейского союза (ЕС), где еще в 1996 году Советом ЕС была принята первая директива о комплексном предотвращении и контроле загрязнений, в соответствии с которой любая новая технология должна иметь лучшие технологические показатели выбросов и сбросов [3]. Еще одной причиной перехода на наилучшие технологии является необходимость сокращения технологического отставания отраслей российской промышленности и транспорта от уровня развития технологий, достигнутого, например, в странах ЕС. Как показала практика, членство России в ВТО не стало преградой для санкций, запрещающих покупку наилучших технологий за рубежом. Поэтому переход на наилучшие технологии является важным направлением не только повышения конкурентоспособности отраслей российской экономики, но и для обеспечения национальной экономической безопасности. Правительством страны был составлен «План по разработке комплекса мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий и переход на принципы наилучших доступных технологий и внедрение современных технологий» на срок до 2022 года, в условиях санкций некоторые мероприятия этого плана стали особенно актуальными [4-7]. Нам важно подчеркнуть, что переход на принципы наилучших доступных технологий (НДТ), является совместной задачей экономического и экологического блоков системы государственного управления. Так, в декабре 2014 г. распоряжением Правительства РФ утвержден перечень областей применения наилучших доступных технологий для видов хозяйственной деятельности, характеризующейся значительным негативным воздействием на окружающую среду и значительным объемом производства продукции для данного вида деятельности [6]. В марте 2015 г. членами технических рабочих групп Министерства промышленности и торговли РФ были разработаны «Методические рекомендации по определению технологии в качестве наилучшей доступной технологии (НДТ)» [8]. В июле 2015 г. Правительством РФ был утвержден новый перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды [9]. Следует заметить, что с разработки этих документов начался процесс нормативно-правового обеспечения реформы экологического нормирования и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий. К 2017 г. предполагается утвердить методические рекомендации по разработке программ внедрения наилучших доступных технологий, 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz