Север и рынок. 2015, N 3.

государственной программы освоения российской зоны Арктики. Доказывается, что основным недостатком «Методических рекомендаций по определению технологии в качестве наилучшей доступной технологии» является отсутствие методики расчета технологических показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ, что противоречит идее перехода экологического нормирования на технологические нормативы. Отсутствует ясность в вопросе учета жизненного цикла при выборе наилучшей доступной технологии, что особенно важно для добывающих предприятий, преобладающих в экономике арктического макрорегиона. Обосновываются предложения по оптимизации процесса разработки методического обеспечения и снижения затрат органов управления охраной окружающей среды. В частности, предлагается включить оценку экологической эффективности наилучшей доступной технологии в число первостепенных экономических исследований. Ключевые слова: реформа экологического нормирования; наилучшие доступные технологии; промышленные и транспортные предприятия; российская зона Арктики. METHODOLOGICAL AND METHODICAL PROBLEMS OF DETERMINATION OF THE BEST AVAILABLE TECHNOLOGIES FOR ENTERPRISES OF THE ARCTIC ZONE G. N. Kharitonova PhD (Econ.), head of sector, G. P. Luzin’ Institute for Economic Studies of the Kola Science Center, Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia T. E. Alieva PhD (Econ.), Senior Researcher, G.P. Luzin’ Institute for Economic Studies of the Kola Science Center, Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia Abstract. The article analyses the state environmental regulation reform. The emphasis is placed on the theoretical ambiguities and methodological shortcomings of the legal documents, and their negative consequences for environmental safety during implementation of the state program of development of the Russian Arctic zone. It is proved that the main shortcoming of the «Guidelines on determining a technology as the best available technology» is the lack methods of calculation of technological parameters of emissions and discharges of pollutants, which contradicts the idea of transition of environmental regulation to technological standards. There is lack of clarity on the issue of taking into account life cycles when selecting the best available technology, which is especially important for mining companies, prevailing in the economy of the Arctic macro-region. Proposals for optimization of the process of development of methodical bases and reduction of costs of environmental management bodies are substantiated. In particular, it is proposed to include assessment of environmental efficiency of the best available technology in the number of primary economic research. Keywords: reform of ecological rationing; the best available technologies; industrial and transport enterprises; the Russian Arctic zone. В июле 2014 г. после почти шестилетнего обсуждения был принят закон № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды”», который является ключевым законом из пакета, запланированного федеральным регулятором для реализации реформы государственного экологического управления [1]. Суть изменений заключается в переходе на систему экологического нормирования и стимулирования, а именно, в добавлении в систему применяемых нормативов качества окружающей среды, так называемых, «технологических нормативов», которые, в свою очередь, устанавливаются на основе «технологических показателей». По определению, закрепленному в законе, «технологические показатели» - это показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги [1]. Применение технологических нормативов как нормативов качества окружающей среды позволяет сравнить технологии производства основной продукции по уровню негативного воздействия на окружающую среду. Если существуют технологии, технологические показатели которых значительно меньше, чем у применяемой технологии, то в соответствии с законом хозяйствующий субъект должен принять комплекс мер, чтобы осуществить переход на наилучшую из этих технологий. Переходный период установлен до 2022 г., что, в частности, обусловлено сложностью определения технологии с наименьшими технологическими показателями для того или иного производства. До конца переходного периода для получения предприятием разрешения на осуществление деятельности государственными природоохранными органами будут по-прежнему устанавливаться лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ («временно согласованные выбросы/сбросы») на основе расчетов нормативов допустимого воздействия и при обязательном наличии у предприятия 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz