Север и рынок. 2015, N 3.
снабжения для шельфовых проектов ОАО «НК “Роснефть”» с сохранением возможностей ОАО «ОСК» по ремонту и сервисному обслуживанию кораблей и судов Военно-морского Флота». Вместе с тем, для поднятия веса своих намерений значительными объемами инвестиций «Роснефть», кроме базы снабжения для размещения на территории завода, включает в свои планы и другие объекты, перечень которых отличается вариациями в их названиях*. Так, в годовом отчете «Роснефти» за 2014 г. говорится о промышленном кластере в пос. Росляково Мурманской области, «в состав которого согласно имеющимся планам войдут следующие объекты: • многофункциональные сухие доки с батопортами для производства бетонных оснований нефтегазовых добычных платформ и заводов по производству сжиженного природного газа прибрежного базирования; • площадка по модульной сборке верхних строений платформ; • завод по производству (сборке) технологических комплексов для подводной добычи нефти и газа; • прибрежная инфраструктура для стыковки верхних строений и бетонных оснований буровых платформ». В материалах, направленных «Роснефтью» в сентябре 2014 г. в правительство РФ, перечень этих объектов представлен так: «завод по производству бетонных оснований буровых платформ, завод по сборке подводных добычных комплексов, глубоководный участок стыковки и интеграции верхних строений и оснований буровых платформ, площадка по модульной сборке верхних строений морских буровых платформ» [6]. В таком виде эти намерения «Роснефти» схожи с неудавшимися проектом по созданию в 2009-2010 гг. в бухте Чажма (затем в бухте Пяти Охотников) в Приморском крае верфи*, которая должна была производить буровые платформы последнего поколения и морскую технику для освоения шельфа, для чего тогда было образовано совместное российско-сингапурское предприятие - ООО «Восток-Раффлс». Относительно этого проекта в 2010 г. были изготовлены глянцевые презентации. Верфь должна была быть построенной в 2012 г. ко времени Дальневосточного саммита. Однако иностранный партнер вскоре прекратил финансировать проект. В настоящее время аналог этой верфи заложен в проекте создания в Приморском крае судостроительного комплекса «Звезда». Несмотря на то, что на уровне как федеральных, так и региональных органов принимаются конкретные меры, связанные выводом пос. Росляково из ЗАТО и с освобождением территории «82 СРЗ» для «Роснефти», до настоящего времени так и нет решения правительства, где Роснефть была бы названа в качестве ответственной за разработку плана реализации ее намерений относительно промышленного кластера в пос. Росляково, как это было сделано, например, в распоряжении Правительства от 17 июня 2015 г. № 1129-р, в котором ОАО «НОВАТЭК» и Минпромторг России были определены в качестве ответственных за разработку плана реализации проекта строительства Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в с. Белокаменка. Необходимо отметить также, что намерения «Роснефти» носят довольно общий характер. Так, на рабочей встрече у губернатора Мурманской области 3 августа 2015 г. вице-президент «Роснефти» В. Русакова заявила, что, кроме береговой базы обеспечения шельфовых проектов, «Роснефть» совместно с General Electric планирует реализовать программу локализации производства ключевых элементов морской добычной инфраструктуры. Однако при этом не названы соответствующие соглашения, которые являются существенным обстоятельством при таких заявлениях, так как программа «Роснефти» и General Electric по локализации передовых технологий в нефтегазовой отрасли и судовом машиностроении на территории Российской Федерации при своей конкретизации осуществляется путем подписания соответствующих соглашений. Так, во время Восточного экономического формула в сентябре 2015 г. на сайте «Роснефти» была дана информация о том, что «Роснефть» и General Electric договорились о расширении сотрудничества в *В сообщении сайта губернатора от 17 октября 2014 г. о встрече губернатора Мурманской области Марины Ковтун и министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова были приведены такие данные: оценочный бюджет проекта строительства береговой базы обеспечения с площадками по производству элементов добычной инфраструктуры шельфовых проектов и сопутствующей транспортной инфраструктурой составляет от 5.4 млрд руб. на первую очередь и более 18 млрд руб. - на полное развитие до 2025 г. *18 ноября 2009 г. в рамках рабочей поездки в Приморский край заместителя председателя правительства РФ И.И. Сечина под его руководством прошло совещание по реализации планов развития российского судостроения на среднесрочную перспективу. Накануне совещания была проведена торжественная церемония и подписан акт закладки судостроительного комплекса в бухте Чажма Приморского края между ДЦСС и Yantai Raffles Shipyard Co. Ltd (YRS). 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz