Север и рынок. 2015, N 3.

Все огорожено. Мы уже сейчас готовы оказывать услуги по достройке и сервисному обслуживанию платформ» [2]. Александр Мальцев, вступивший в апреле 2012 г. в должность директора «35 СРЗ», в мае 2013 г. в интервью «Красной звезде» подробно рассказал о важности создания комплексной базы обслуживания арктических месторождений на территории «35 СРЗ» для сбалансированной работы предприятия: «У нас огромные производственные мощности, незадействованные в данный момент в судоремонте. В своё время судоремонтные заводы строили не компактно, поэтому они занимают большие площади. Так, площадь нашего завода составляет 80 га. Из них даже в советские годы, когда на вооружении находилось значительно больше кораблей, производственными мощностями было занято не более 50 % площади. За последние десятилетия количество боевых единиц Северного флота сократилось в разы, вследствие чего уменьшился и объём работ (в 1980-х гг. на «35 СРЗ» ремонтировалось до 100 кораблей в год). В связи с этим производственные площади и территория используются лишь на 30 %. Нашим заводом разработан проект модернизации, который позволит более рационально и эффективно использовать производственные мощности, территорию и трудовые ресурсы. Основное производство будет сконцентрировано в одном месте - зоне «Центр». ...На территории, которая останется незадействованной, планируем запустить комплексную базу обслуживания арктических месторождений. Тем самым мы используем на 100 % территорию завода без ущерба выполнению гособоронзаказа. Данный вид деятельности увеличит доход завода, который будет направлен на модернизацию судоремонтного производства, улучшение условий труда рабочих и самое главное, позволит увеличить заработную плату» [3]. В 2014 г. в имиджевой статье в 10-м юбилейном выпуске сборника «Федеральный справочник. Оборонно-промышленный комплекс России» А. Мальцев назвал создание комплексной базы обслуживания арктических месторождений одним из приоритетных направлений деятельности завода [4]. В марте 2014 г. в интервью «Военному обозрению» начальник отдела перспективного развития и целевых программ «35 СРЗ» А. Лысаков выразил надежду, что завод сможет обслуживать не только военные корабли, но стать привлекательным для крупных корпораций, таких как «Совкомфлот», «Газпром», «Роснефть», строительство комплексной базы для обслуживания арктических нефтегазовых месторождений позволит наладить сервис нефтегазодобывающих платформ и оборудования [5]. Судьба «82 СРЗ»: передислокация для Роснефти или запланированное развитие для обороны 21 июня 2013 г. в рамках Петербургского международного экономического форума президент, председатель правления ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин и губернатор Мурманской области Марина Ковтун подписали соглашение, направленное на развитие социально-экономических, промышленных и инфраструктурных проектов Мурманской области. В информации об этом на сайте Роснефти сообщалось также, что «в рамках реализации соглашения, ОАО «НК «Роснефть» проработает возможность строительства на территории Мурманской области комплекса для бункеровки судов СПГ и базы снабжения морских нефтегазовых месторождений». Кульминацией определения места для этих намерений Роснефти можно считать распоряжение Правительства РФ от 18 февраля 2015 г. № 243-р., текст которого состоял из одного предложения: «В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» согласиться с отчуждением принадлежащих открытому акционерному обществу «Объединенная судостроительная корпорация» 708078 акций открытого акционерного общества «82 СРЗ» в пользу закрытого акционерного общества «РН-Транс» по цене не ниже рыночной, определенной на основании отчета независимого оценщика». В справке к этому распоряжению, приведенной на портале правительства под названием «О мерах по созданию береговой базы снабжения для шельфовых проектов ОАО «НК “Роснефть”» в Мурманской области», говорится, что во исполнение поручений Президента Минпромторгом, Минобороны, ОАО «Нефтяная компания “Роснефть”» (далее - ОАО «НК “Роснефть”») и ОАО «Объединённая судостроительная корпорация» (далее ОАО «ОСК) принято согласованное решение о размещении базы снабжения для обеспечения шельфовых проектов на площадке ОАО «82 судоремонтный завод» (пгт. Росляково Мурманской области, далее - ОАО «82 СРЗ»). ОАО «82 СРЗ» - дочернее зависимое общество ОАО «ОСК». В собственности РФ находится 100 % акций «ОСК». Принадлежащие ОАО «ОСК» 708078 ОАО «82 СРЗ» (100 % минус 1 акция) отчуждаются в пользу ЗАО «РН-Транс». ЗАО «РН-Транс» - дочернее зависимое общество ОАО «НК “Роснефть”». Принятые решения позволят обеспечить создание береговой базы 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz