Север и рынок. 2015, N 3.
Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of RAS, Apatity Abstract. In connection with the proposal of Dmitry Rogozin, on the need to «revise the Arctic» the potential and plans of the shipyard No. 35 to build a complex serving infrastructure for the Arctic fields are assessed, the situation with performance of Rosneft's intentions regarding changing the profile of the strategically important defense enterprise - shipyard No.82 in connection with the sale of its shares is considered. On the basis of analogy with the decision of the RF Government on shipbuilding complex «Zvezda» in Primorskiy area, a «revision» of the Government’s decision for shipyard No.82 is suggested on the basis of combining the plans of shipyard No. 35 on building the above-mentioned infrastructure (taking into account demands of Gazprom and Rosneft’) with the intentions of Rosneft’ regarding placing in the Murmansk region of a coastal supply centre for shelf projects. Coastal supply centers for shelf projects in the Arctic during in case of due co-ordination of actions of JSC «Rosneft», «Gazprom», and «Incorporated Shipbuilding Corporation» can and must develop in the Murmansk regionwithout forced re-dislocation of capacities of the defense factory. Keywords: supporting infrastructure, shelf projects, the Murmansk region, shipyards, the state defense order, Rosneft'. На состоявшемся 8 сентября 2015 г. заседании Морской коллегии при правительстве России, посвященном проекту судостроительного комплекса «Звезда» в Приморской крае, президент ОАО «ОСК» Алексей Рахманов, обращаясь в первую очередь к вице-премьеру Дмитрию Рогозину относительно требований Роснефти о размещении заказов нефтегазовых компаний на строительство судов и морской техники для шельфовых месторождений только на «Звезде» заявил: «Несправедливо, что дискуссия проходит так, что складывается ощущение, что ОСК стерта с глобуса российского гражданского судостроения... Заказы нужно размещать с учетом интересов всех компаний на рынке, заводы ОСК тоже могут участвовать в масштабной судостроительной программе для освоения шельфовых месторождений нефти и газа» - возмущался А. Рахманов [1]. В отношении Мурманской области к этим пожеланиям А. Рахманова надо добавить, что заводы ОСК, расположенные в Мурманской области, также могут участвовать и в создании прибрежных баз обеспечения шельфовых месторождений в Арктике. Поэтому еще не поздно остановить передислокацию со своей территории уникальных мощностей «82 СРЗ», созданных для выполнения гособоронзаказа, и не «стирать» потенциал и планы «35 СРЗ» в проектах освоения шельфовых месторождений. Потенциал «35 СРЗ» в проектах освоения шельфовых месторождений Губернатор Мурманской области 8 октября 2010 г. Дмитрий Дмитриенко и директор филиала «35 СРЗ» ОАО «ЦС «Звездочка» Андрей Шестаков подписали соглашение о долгосрочном сотрудничестве в области развития базы комплексного берегового обеспечения морских буровых установок и добычных платформ, а также развития комплексной базы обслуживания арктических месторождений на территории филиала «35 СРЗ». Разработка плана такой базы началась на «35 СРЗ» при подготовке к участию в проекте Штокмановского месторождения с учетом опыта предоставления услуг по комплексному обслуживанию норвежских месторождений. В феврале 2011 г. во время встречи на заводе с руководством «Штокман Девелопмент АГ» и норвежских компаний Aker Solution и NorSea Group AC был представлен проект создания базы комплексного обслуживания Штокмановского месторождения, под которую отдавалось 20 га земельного участка завода, причалы для постановки судов-снабженцев с использованием портальных кранов грузоподъемностью 60 и 80 т, производственные и складские площади, офисные помещения. Услуги базы включали: достройку и комплексное береговое обеспечение морских установок, хранение и переработку грузов, судовое агентирование, обращение с опасными отходами производства и потребления, разработку и реализацию программ по утилизации отходов бурения, применение передовых энергосберегающих технологий. Первым шагом к проекту создания базы комплексного обслуживания на заводе стала реализация проекта по достройке платформы Приразломная, уже на примере этой работы был решен вопрос со свободным посещением завода иностранными специалистами. В апреле 2011 г. на международной конференции «Логистика в Арктике» о потенциале завода по созданию комплексной базы А. Шестаков говорил: «Есть три глубоководных причала, оборудованных портальными кранами, железнодорожная ветка с тупиковыми путями для отстоя 200 вагонов. Есть разветвленная сеть внутризаводских автомобильных дорог, свободные открытые площадки для размещения грузов, технологического оборудования - 12 тыс. м2. Можем обеспечить электроэнергией большой мощности, до 12 МВт. Есть на территории завода котельная, которая может быть передана полностью под потребности комплексной базы обслуживания. 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz