Север и рынок. 2015, N 3.

имеет свои особенности, вызванные социальной политикой территории, географическим положением, природно-климатическими условиями и другими факторами. Помимо указанных особенностей значительное влияние на муниципальную инвестиционную политику оказывает также тип муниципального образования, так как перечень вопросов местного значения и полномочий по их решению российским законодательством устанавливается отдельно для поселений, муниципальных районов и городских округов. Наименьший потенциал для реализации инвестиционной политики имеется у поселений, ибо они не имеют четкого разграничения полномочий и не обладают в полной мере собственными финансовыми и материальными ресурсами. Муниципальные районы обладают самостоятельными доходными источниками, возможностью распределения земельных участков, а также участвуют в выравнивании уровня бюджетной обеспеченности поселений. Однако основной функцией муниципальных районов становится исполнение переданных им государственных полномочий, а в вопросах местного значения районы только координируют работу поселений и слабо задействованы в процессе формирования экономической политики [1, с. 7-8]. Что касается городских округов, то им дополнительно к полномочиям поселений были переданы и полномочия муниципальных районов, в результате чего городские округа имеют наиболее широкий перечень вопросов, входящих в ведение местных органов власти, которыми они занимаются относительно автономно и обладают наибольшим потенциалом для ведения собственной политики по социально-экономическому развитию, в том числе и инвестиционной. По данным Федеральной службы государственной статистики, общее количество муниципальных образований в Российской Федерации на 1 января 2014 г. составляет 22777 (табл.1). Из них 7.9 % - муниципальные районы (МР), 2.3 % - городские округи (ГО), 1.1 % - внутригородские территории (внутригородские муниципальные образования) и города федерального значения. Наибольшая доля в общем числе муниципальных образований приходится на поселения - 88.6 %, из них 7.3 % - городские поселения и 81.3 % - сельские (табл.1). Таблица 1 Число муниципальных образований в Российской Федерации на 1 января 2014 г. Федеральный округ Муниципальные образования всего в том числе по типам: МР ГО города фед. значения* поселения всего в том числе: городские сельские Центральный 4885 416 105 146 4218 483 3735 Северо-Западный 1652 157 42 111 1342 217 1125 Южный 1727 143 30 - 1554 93 1461 Северо-Кавказский 1712 114 30 - 1568 43 1525 Приволжский 5985 449 77 - 5459 346 5113 Уральский 1345 93 110 - 1142 77 1065 Сибирский 4105 319 77 - 3709 248 3461 Дальневосточный 1366 124 49 - 1193 153 1040 Российская Федерация 22777 1815 520 257 20185 1660 18525 *С включением внутригородской территории (внутригородского муниципального образования). Для всех муниципалитетов России характерен ряд проблем как экономического, так и правового характера, оказывающих непосредственное влияние не только на их социально-экономическое положение, но и на развитие инвестиционной деятельности. В качестве одного из ключевых факторов инвестиционной привлекательности территории можно назвать наличие стратегического плана развития, который «задает для потенциальных инвесторов основные ориентиры и направления социально-экономического развития муниципального образования в целом» [2, с. 74-77]. В этом направлении сотрудниками ИЭП КНЦ РАН на протяжении нескольких лет проводились исследования [3], в результате которых был выявлен ряд проблем внедрения подходов стратегического управления и планирования для российских муниципалитетов. Данная область проблем выражается в неблагоприятных институциональных факторах объективного и субъективного характера. Среди субъективных выделяется недостаточная подготовленность и отсутствие специальных навыков у большинства работников органов местного самоуправления и в целом населения к использованию 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz