Север и рынок. 2015, N 3.

органов. Индикаторы PMR также охватывают некоторые отраслевые регуляторные политики (воздушный и железнодорожный транспорт, почтовые услуги и связь, электроэнергетика, розничная торговля и др.). Исследование проводится с 1998 г. каждые пять лет (1998, 2003, 2008, 2013 гг.) и измеряет общеэкономические, нормативные и рыночные условия в 34 странах ОЭСР и некоторых других странах. Рейтинг также используется в качестве контрольного параметра дорожной карты НПИ «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»*. Индикаторы конкурентной среды характеризуют степень регулирования в трех областях [1, с. 115; 2, с. 61]: 1. Государственный контроль: хозяйственной деятельности предприятий, вовлеченность в коммерческую деятельность. 2. Барьеры для осуществления предпринимательской деятельности: непрозрачность административной среды, административная нагрузка для новых предприятий, барьеры для развития конкуренции. 3. Барьеры для ведения международной торговли и инвестиций. В 2013 году в исследование PMR входило 47 стран, из них Россия оказалась на 41-м месте между Южной Африкой и Турцией (табл.5) [3]. Таблица 5 Рейтинг индикаторов конкурентной среды Страны Индикатор PRM Место в рейтинге, 2013 г. 1998 г. 2003 г. 2008 г. 2013 г. Нидерланды 1.816 1.487 0.962 0.915 1 Великобритания 1.319 1.098 1.208 1.084 2 Австрия 2.123 1.608 1.373 1.192 3 Дания 1.662 1.478 1.351 1.225 4 Новая Зеландия 1.448 1.286 1.228 1.260 5 Италия 2.359 1.804 1.488 1.263 6 Словацкая Республика - 2.175 1.620 1.288 7 Австралия 1.721 1.338 1.463 1.290 8 Эстония - 1.370 1.292 9 Финляндия 1.935 1.494 1.343 1.293 10 Южная Африка - - 2.652 2.209 40 Россия - - 2.686 2.220 41 Турция 3.282 2.823 2.651 2.460 42 Источник: составлено автором по материалам OECD. URL: http://www.oecd.org/economy/growth/ indicatorsofproductmarketregulationhomepage.htm Согласно исследованию конкурентной среды, в 2008 г. индикатор PRM для России был выше 2.5 при среднем значении для стран ОЭСР в 1.5. Исследование, проведенное в 2013 г., показало, что Россия за 5 лет так и не смогла значительно улучшить свои показатели. Несмотря на то, что барьеры для конкуренции несколько снизились, монополия крупных государственных предприятий и препятствия для ведения международной торговли и инвестиций по-прежнему остаются для России серьезной проблемой. Это подтверждается и результатами исследованиями консалтинговой компании А. Т. Керни, проводящей собственный рейтинг стран, наиболее привлекательных для прямых иностранных инвесторов. Впервые за 10 лет Россия не вошла в Топ-25 стран рейтинга в 2014-2015 гг., что, по мнению аналитиков компании А. Т. Керни (A. T. Kearney) обусловлено высоким уровнем коррупции, слабой диверсификацией экономики и сложностью ведения бизнеса из-за постоянного усиления роли государства в экономике (табл.6) [12]. Многими другими зарубежными компаниями российский инвестиционный климат также оценивается как недостаточно благоприятный, а меры, предпринимаемые Правительством РФ, сочли недостаточными для его улучшения. Например, в докладе Торгового * Целевым показателем реализации дорожной карты является 22-е место России к 2018 г. в рейтинге PMR со значением индекса развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг - 2.0. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz