Север и рынок. 2015, N 3.

не только подготовить достаточное количество ледоколов, но и учесть ограниченный срок навигации», - комментирует представитель FM Logistic [4, 6]. Тем не менее, уже вполне очевидно, что стать полноценной альтернативой Суэцкому каналу СМП не сможет. И не только в силу экстремальных климатических условий, ограничивающих круглогодичную навигацию, но и из-за пробелов законодательства. Для привлечения транзитных грузов на этот маршрут нужно принять международные правовые нормы судоходства, разработанные специально для Арктики. По словам советника по вопросам транспортной политики постоянного представительства РФ в Европейском Союзе Юлии Зворыкиной, отсутствие международной нормативной правовой базы не позволяет нашим грузовладельцам и транспортным компаниям планировать свое регулярное участие на морских маршрутах в Арктическом регионе. «Сегодня уже появляются российские законы, регламентирующие судоходство в арктической области, которые, с одной стороны, дают возможность определять более четкие планы судостроителям для постройки судов ледового класса, а с другой - позволяют судовладельцу понимать, какова будет нормативная база его работы. В то же время необходимо создание международной базы для подобных документов, а для этого нужны соответствующие предпосылки. Северного морского пути и арктических маршрутов в морской доктрине ЕС на сегодня нет, а многих судовладельцев и грузовладельцев за рубежом тревожат заявления о том, что приоритет международного права и международных договоренностей, в которых участвует Российская Федерация, может быть пересмотрен. То есть иностранные транспортники опасаются, что Россия выйдет из международных конвенций», - пояснила Ю. Зворыкина [5, 6]. Из-за санкций и падения цен на нефть доходная часть бюджета сократилась. В связи с этим планируемые расходы на исполнение госпрограмм, связанных с морскими перевозками в Арктике, были либо сокращены, либо увеличены сроки выполнения работ. Все это говорит о том, что реальным конкурентом южным маршрутам Севморпуть может стать, скорее, ближе к 2030 году [3]. Таким образом, транзитный потенциал СМП может раскрыться только в отдаленном будущем, пока же перевозки в акватории Северного Ледовитого океана будут подчинены внутриэкономическим интересам и направлены на реализацию проектов в Российской Арктике. При этом нельзя не отметить, что помимо торгового, СМП также имеет существенное стратегическое значение для России. Литература 1. Чичкин А. Маршрут проложен [Электронный ресурс] // Российская Бизнес-газета № 1002 (23) URL: http://www.rg.ru/2015/06/16/sevmorput.html (дата обращения: 16.09.2015). 2. Девятова Т.А . Перспективы добычи природных ресурсов в Арктике [ Электронный ресурс] // Материалы Международной конференции «Северный морской путь» (Санкт-Петербург, ноябрь 2013) URL: http://gasweek.ru/index.php/prognozy/968-perspektivy-dobychi-prirodnykh-resursov-v-arktike (дата обращения: 18.07.15). 3. Самофалова О. Развитие Севморпути потребует триллионов [Электронный ресурс]. URL: http://vz.ru/economy/2015/6/9/749791.html (дата о бращения: 22.09.15). 4. Правительство подогревает спрос на перевозку по СМП [Электронный ресурс] // Клуб логистов URL: http://logist-club.ru/pravitelstvo-podogrevaet-spros-na-perevozku-po-smp.html (дата обращения: 23.09.15). 5. Перепелица О. Грузы ломают лед / / Российская газета - Спецвыпуск «Транспорт и логистика». 2015. 21 апрель. 6. Северный_морской_путь [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 22.09.15). References 1. Chichkin A. Marshrut prolozhen = The Route is Plotted]. Rossijskaja Biznes-gazeta // 2015. июнь 16 (23). № 1002 Available at: http://www.rg.ru/2015/06/16/sevmorput.html (accessed: 16.09.2015). 2. Devjatova T. A. Perspektivy dobychi prirodnyh resursov v Arktike = Prospects o f Extraction o f Natural Resources in the Arctic // Materialy mezhdunarodnoj konferencii «Severnyj morskoj put'» = (Sankt-Peterburg, nojabr' 2013) Available at: http: gasweek.ru/ index. php/ prognozy/ 968 - perspektivy - dobychi - prirodnykh- resursov - v-arktike (accessed: 18.07.15). 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz