Север и рынок. 2015, N 3.
акватории Севморпути за последнее время был значительно упрощен и для российских, и для зарубежных судов. Если ранее заявка подавалась, как минимум, за 4 месяца до планируемой даты вхождения, то теперь ее можно подать за 10 суток. Кроме того, начиная с 2013 г. заявку можно подать в электронном виде на официальном сайте ФГКУ [5]. Несмотря на все перспективы Северного морского пути, развитие грузопотока идет более медленными темпами, чем хотелось и планировалось. За последние пять лет удалось существенно нарастить объемы грузоперевозок - более чем в четыре раза [3]. Так, в 2010 г. по СМП перевезли менее 1 млн т грузов, в 2012 году - уже 1.26 млн т, теперь рост до 4 млн т в год. Но 4 млн т было и в 2013 году. А в начале 2000-х говорили о том, что к 2015 году будет 10 млн т в год грузоперевозок по СМП. Но ожидания не сбылись. Объем грузоперевозок по СМП, млн т: 2010 г. - менее 1; 2011 г. - 1.2; 2012 г. - 1.26; 2013 г. - 3.9; 2014 г. - 3.98. Общий объем перевозок в последние два года находится на одном уровне. И если сравнить с перевозками через Суэцкий канал, то это менее 1 % от транзита по южному маршруту. При этом удержать планку в 4 млн т груза в год удалось в 2014 г. только благодаря росту внутренних перевозок через порт Сабетта, который был построен в Обской губе на побережье Карского моря, тогда как транзит резко упал с 1.2 млн т грузов до 274 тыс. т [6] (таблица). Транзитные перевозки по СМП Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Перевезено грузов (тыс. т) 110 820 1260 1160 274.3 Проведено судов 4 34 46 - 25 На этом фоне планы нарастить объемы грузоперевозок по СМП до 80 млн т в год даже за 15 лет выглядят очень оптимистично. Однако такая задача не является нереальной. Только один порт Сабетта благодаря заводу «Ямал СПГ», строящемуся «Новатэком» с Total, позволит нарастить объемы вывоза груза до 16.5 млн т в год. Начать отгрузки с СПГ-завода должны в конце 2017 г. (ресурсная база с Южно-Тамбейского месторождения). «В зимнюю навигацию 2013/2014 годов впервые стали завозить грузы зимой на созданные летом причалы подготовительного периода для строительства завода «Ямал СПГ». Зимой 2014/2015 гг. продолжился завоз грузов в Сабетту», - говорит гендиректор Ассоциации подрядчиков арктических проектов «Мурманшельф» Ольга Буч. Более того, порт Сабетта должны превратить в многофункциональный узел Северного морского пути, который можно будет использовать не только для экспорта газа с Ямала, но также для экспорта зерна из Сибири, металла с Урала, угля Кузбасса, нефтепродуктов из Татарстана и Башкортостана. Еще одним важным источником для наращивания грузопотока по СМП является перевозка нефти. Летом 2014 г. начали вывоз нефти из Новопортовского месторождения. «От мыса Каменный в Обской губе летом вывезли около 100 тыс. т нефти. С февраля 2015 г. продолжился вывоз нефти с ледового припая - уже три танкера класса Arc5 вывезли 48 тыс. т. А в будущем ожидается вывоз по 5 млн т в год», - говорит Ольга Буч. Платформа Приразломная «Газпром нефти» - это первый проект по добыче нефти в российской Арктике. Компания отгружает нефть в Западную Европу и обещает удвоить объемы добычи на Прилазломном и Новопортовском месторождениях в Печорском море, несмотря на санкции и подешевевшее черное золото. В перспективе грузоперевозки должны увеличиться благодаря освоению и разведке месторождений Карского моря. Уже летом 2014 г. Роснефтью вместе с ExxonMobil (пока не вмешались санкции) была пробурена скважина «Университетская-1». Это самая северная скважина России. Важный вклад в развитие Северного морского пути вносит также «Норильский никель». По словам Ольги Буч, сейчас это один из основных грузовладельцев в акватории СМП. С 2006 г. компания эксплуатирует собственные современные транспортные суда двойного действия, пять контейнеровозов и один танкер с высокой ледопроходимостью (до 1.7 м). «Это, конечно, даст использование лишь части трассы СМП, но не учитывать нельзя», - отмечает Буч. Есть огромный потенциал по развитию транзитных потоков по Северному морскому пути. Китай уже использует этот маршрут. С 2010 по 2013 г. им было провезено по СМП более 900 тыс. т грузов. Кроме того, КНР обещает стать на ближайшие годы основным торговым партнером России. И хотя в 2014 г. транзит резко упал, потенциал роста имеется. Китайцы собираются 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz